Полутранзит власти или октябрьский переворот. Зачем Токаев расширил полномочия Назарбаева?

Автор -
539

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ, расширяющий полномочия председателя Совета безопасности Нурсултана Назарбаева в кадровой политике. Об этом говорится на сайте нормативных правовых актов Казахстана.

В документе говорится, что глава государства будет согласовывать с председателем Совета безопасности назначения министров, кроме руководителей МИД, МВД и Минобороны РК. Также с Нурсултаном Назарбаевым необходимо согласовывать назначение акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

Назначения руководителей органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту, также будут согласовываться с главой Совбеза.

К данным органам относятся администрация президента, Генеральная прокуратура, Комитет национальной безопасности, агентство по делам госслужбы, агентство по противодействию коррупции, Национальный банк, Республиканская гвардия, Служба внешней разведки, Служба охраны президента, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, управление делами президента.

Согласно указу, назначение секретаря Совета безопасности должно согласовываться с председателем Совбеза Назарбаевым. Ранее его назначал президент по представлению главы своей администрации.

Этот указ стал причиной нового всплеска утверждений о том, что в Казахстане не только двоевластие, но и не было транзита власти.

По сути, второй президент сам подписал себе приговор: теперь он не просто волен, а законодательно обязан согласовывать с первым все мало-мальски значимые кадровые решения, пишет Exclusive.kz.

«Иначе говоря, «полнокровному» президенту Токаеву теперь придется «бегать в Библиотеку» не только за одобрением кандидатов в силовики, но и за министрами с акимами. Фактически это означает одно: как не было у Токаева собственной команды, так в обозримой перспективе и не будет.

Его «потешное войско» — Нацсовет общественного доверия – по понятным причинам не поможет ему утвердиться в качестве верховного арбитра элит, да и авторитета в глазах тех же министров с акимами едва ли прибавит.

Фактически он оказался в шкуре Медведева: в бытность Дмитрия Анатольевича президентом соседней России в кремлевских коридорах его пренебрежительно называли даже не Димой, а «Дамой» — при всех внешних атрибутах президентской власти.

Но и это еще не все. В том же положении читаем: «Не допускается принятие актов о назначении на должность и освобождении от должности кандидатур, подлежащих согласованию с Главой государства, Руководителем Администрации или иными должностными лицами, до вынесения ими соответствующего решения в установленном порядке». Под «иными лицами» кто подразумевается? Да по существу кто угодно от секретаря Совбеза Калмуханбета Касымова до фактически любого мало-мальски весового сотрудника его секретариата.

К слову, в законе о Совете безопасности есть совершенно замечательный пассаж: «Аппарат Совета безопасности вправе давать обязательные к исполнению поручения государственным органам и организациям». То есть, де-юре любой аппаратный чиновник СБ может приказывать акимату, министерству, канцелярии премьера или даже  администрации президента? Получается именно так!

Если это не двоевластие, то что же тогда?! Ответ неутешителен, господа: это переворот. На фоне которого призыв елбасы «сплотиться вокруг президента Токаева» звучит, мягко говоря, интересно. А уж вопрос: кто станет следующим председателем Совбеза? Становится главной государственной интригой», говорится в статье Exclusive.kz.

Известный казахстанский аналитик Досым Сатпаев прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом:

Странно видеть ажиотаж по поводу того, что Касым-Жомарт Токаев будет согласовывать с председателем Совета безопасности основные кадровые назначения по всей вертикали власти.

С 19 марта я постоянно говорил о том, что Н.Назарбаев формально ушёл, чтобы фактически остаться и то, что многие сейчас называют транзитом власти на самом деле является «полутранзитом» (настоящий транзит начнётся только с окончательным уходом 01), так как при живом первом президенте вокруг второго президента не только расставлены многочисленные «красные флажки», но и бетонные заграждения в том числе в кадровых вопросах.

Первая попытка прорвать это заграждение во время громкой отставки акима Шымкента была также демонстративно отбита окружением 01. Логика сторонников сохранения политического и внутриэлитного «status quo» примитивна и понятна. Без своей команды и широкой сети сторонников как в регионах, так и в центре, Токаев более управляем и уязвим. Неудивительно, что с Н.Назарбаевым необходимо согласовывать назначение акимов областей, городов республиканского значения и столицы, чтобы в регионах не появилась фронда из региональной элиты.

А то, что назначения руководителей госорганов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту, также будут согласовываться с главой Совбеза было ясно уже с 19 марта, ведь это довольно ключевые должности руководителя АП, генеральная прокуратура, КНБ, агентство по противодействию коррупции и др.

Но все это идёт в явное противоречие с озвученным Токаевым тезисом в его послании о «сильном президенте, влиятельном парламенте и подотчетном правительстве», так как бюрократической аппарат получил чёткий сигнал о том, кто в доме еще хозяин. И это плохо для Токаева, так как степень управляемости этим аппаратом у него еще больше уменьшиться, что будет приводить к саботажу принятых решений и озвученных задач.

С другой стороны, вся эта кадровая схема может рассыпаться как карточный домик по причине того, что первый президент сам заложил детонатор под эту странную конструкцию чья прочность иллюзорна, так как основа этой конструкции лишь традиционный баланс внутриэлитных интересов, а не желание повысить эффективность госуправления с целью повышения доверия и лояльности со стороны граждан, пишет Сатпаев.

Пресс -секретарь Токаева  Берик Уали попытался разрядить ситуацию. На своей странице в фейсбуке он написал следующее:

«Данный документ вызвал различные комментарии и интерпретации в СМИ. По моему мнению, это «дежурный» указ Президента. Его подписание продиктовано положением нового Закона о Совете безопасности, принятого в июле 2018 года. Законом предусматривается усиление полномочий этого коллегиального органа, во главе которого пожизненно находится Первый Президент, Елбасы Н. Назарбаев.
Действующий порядок согласования назначения ключевых фигур государства на практике не препятствует Президенту принимать самостоятельные решения по всем кадровым вопросам, что недавно подтвердил Елбасы в интервью телеканалу «Хабар»: «Токаев советуется со мной, но решения принимает самостоятельно». Президент по Конституции страны является Верховным Главнокомандующим, формирует Правительство, является Главой государства, его высшим должностным лицом, назначающим акимов областей, городов республиканского значения с согласия соответствующих маслихатов».

Поделиться