Пример для Кыргызстана: Как Китай идет к «Большой воде»

Автор -
3617

Все познается в сравнении. К примеру, в Кыргызстане проекты по доступу населения к чистой питьевой воде заканчиваются уголовными делами. То же самое в соседнем Китае — доставкой населению чистой питьевой воды. Впрочем, это — вопрос приоритетов. И если Кыргызстан в решении своих водных проблем надеется на иностранные кредиты и гранты, то Китай действует традиционно. То есть, с опорой на собственные силы. Лучше всего это видно на примере Синьцзяна.

Ценность дороже золота

Это сейчас вода в домах многих сельских жителей Синьцзяна — обычное дело. А бывали времена, когда ее в селах вообще не было. Несмотря на выполненные с самого начала образования СУАР проекты в водной сфере, безопасность питьевой воды до сих пор — самая большая трудность, с которой сталкиваются жители всего региона. Особенно это касается бедных районов. Но и в более зажиточных местах Синьцзяна нехватка воды серьезно ограничивает развитие производства и экономики села.

Климат Синьцзяна — сухой. Поэтому осадков там выпадает очень мало. По размерам водных ресурсов Синьцзян занимает 12 место среди провинций, автономных районов и городов центрального подчинения Китая.

К примеру, любопытно, как решают проблемы водоснабжения в Турфанской впадине. В тех местах за год выпадает 16 миллиметров осадков, а испаряется – 3 тыс. миллиметров. Наземное водоснабжение в этих условиях невозможно. Но к счастью, Турфанская впадина окружена горами, покрытыми снегом. Они-то и снабжают подземные водопроводы.

Вот уже 2 тыс. лет в этих местах существует уникальная система водоснабжения из подземных туннелей и колодцев. Используя естественный наклон земли, местные жители создали систему «каньэрцзин». Их конструкция проста, но сооружение туннелей и колодцев требует много усилий. Первые колодцы были вырыты на расстоянии от 1 до несколько десятков метров. А с помощью подземного туннеля соединяли колодцы. Выкопанный песок и гравий скапливался возле колодца, образуя «вулканы». Глубина колодца зависела от отдаленности от поверхности подземных вод и могла быть от нескольких до 60-70 метров. Подземные воды по туннелям доходили до оазисов, после чего попадали в открытые каналы и, в конце концов, на поля. Как правило, протяженность туннелей была около 3 километров, хотя некоторые достигали и 10 километров. Подсчитано, что в Турфанской впадине сейчас 300 отдельных подземных каналов.

Но не везде есть такие условия, как в Турфанской впадине. Поэтому строительство инфраструктуры водного хозяйства имеет для Синьцзян-Уйгурской автономии важное значение. Как и в Кыргызстане, вода для Синьцзяна — залог успешного социально-экономического развития, потому что и у нас, и у них более 60% населения — сельские жители. В Пекине прекрасно понимают, что активное развитие экономики СУАР и рост численности населения приграничного с Кыргызстаном региона увеличивают потребление воды на хозяйственные нужды. Поэтому китайское правительство с 1980 года начало разрабатывать и внедрять специальные программы для ускорения строительства объектов водного хозяйства в скотоводческих и земледельческих районах Синьзцяна.

Сейчас все эти программы реализуется активно и успешно — они входят в комплексную государственную программу развития водохозяйственного комплекса Синьцзян-Уйгурского автономного района. В частности, в 2010-2015 годах (это XII пятилетка) на эту программу китайские власти израсходовали $11,8 млрд. Из этих денег $5,1 млрд выделил центральный бюджет, а остальные средства дал местный бюджет. Благодаря этой программе, безопасной питьевой водой обеспечили 3,6 млн фермеров и скотоводов, и начали строить множества ключевых гражданских водных объектов. В общей сложности, было построено 17 водохранилищ и одна канализация. Кстати, от появления этой идеи до ее реализации прошло всего 9 месяцев.

Есть на востоке СУАР город Хами. Площадь лугов в его окрестностях — 1 722 гектара. Однако, в черте города Хами не было водохранилища, которое бы помогало регулировать водные ресурсы города. Все это тормозило темпы роста экономики. Одним из 18 объектов, о которых мы говорили выше, стало водохранилище Уратай. Которое полностью обеспечило водой более 800 семей скотоводов, а годовое производство корма выросло на 15 210 тонн. Ну а поскольку в селах вокруг Хами, еще и выращивают самые знаменитые в Китае медовые дыни, выращивать их тамошние крестьяне могут теперь даже в самых жестких погодных условиях. И подобных примеров можно привести множество.

Жизнь с комфортом

В 2017 году местные власти вложили почти $2 млн в строительство станции по обработке воды для более чем 5,5 тысячи человек, проживающих в сельской местности. В целом по данным регионального департамента водных ресурсов, от аналогичного проекта ранее получило пользу более 3 млн человек в бедных районах Синьцзяна. Этот проект направлен на улучшение качества питьевой воды в регионе в период с 2012 по 2018 год.

В прошлом году в СУАР стартовал новый общерегиональный проект по обеспечению питьевой водой десятков тысяч людей, в 22 отдаленных уездов, расположенных на юге Синьцзяна. Для этих людей вопрос воды актуален еще и потому, что юг СУАР — это пустыня Такла-Макан. Поэтому там очень мало воды, а та, что есть — низкого качества. В новом проекте запланировано бурение новых колодцев, строительство станций для очистки воды от фтора и щелочи, а также установка подводящих трубопроводов и шлюзов.

Всего же в этом году в Синьцзяне планируется закончить и ввести в эксплуатацию 120 объектов инфраструктуры, которые в будущем серьезно улучшат качество жизни 361 тысячи человек. Кроме того, с начала этого года правительство СУАР вложило почти 3,4 млн юаней, чтобы направить пресную водопроводную воду более чем 266 тысячам малоимущим жителям.

Ну а раз мы выяснили, что начальное и конечное звено всех проектов водоснабжения в Синьцзяне — это человек, то крестьяне в селах начали с появлением воды обустраивать свои дома по примеру горожан. То есть, устанавливать себе ванны и унитазы, и покупать стиральные машины. В настоящее время 70% фермерских семей, благодаря бесперебойному водоснабжению, приобрели стиральные машины, а больше 90% домохозяйств значительно увеличили потребление воды в домашних условиях.

Венцом же всех проектов по водообеспечению региона стало подписание в начале октября соглашение о строительстве самой высокой в мире (247 метров) речной плотины через реку Аксу. Китайская гидростроительная компания China Gezhouba Group подписала об этом соглашение с властями СУАР по принципу государственно-частного партнерства. Всего в проект собираются вложить 8,99 млн юаней (около $1,26 млрд).

На строительство плотины планируют потратить восемь с половиной лет. Китайские СМИ пишут о будущей плотине: «Она будет способствовать водоснабжению, орошению сельхозугодий и регулированию паводковых вод в бассейне реки Аксу. Более того, плотина будет оснащена гидроэнергетическими установками мощностью 750 тыс. кВт, объем выработки электроэнергии, которыми, как ожидается, достигнет 1,89 млрд кВт-ч ежегодно».

Деятельность Китая по водообеспечению Синьцзяна привела к тому, что сейчас обеспеченность поливной водой сельскохозяйственных угодий СУАР составляет 91%. Высокий показатель использования поливной воды.

А что в Кыргызстане. Обеспеченность поливной водой орошаемой пашни в нашей республике в среднем осталась на среднем уровне в 66-67%. К примеру, обеспеченность поливной водой орошаемой пашни Нарынской области — 80%, а Баткенской — около 47%. По словам специалистов, это связано с плохим состоянием магистральных каналов, долгосрочным отсутствием их ремонта, а также нарушением научного управления оросительной системой республики.

Очевидно, что благополучие в Центральной Азии целиком зависит от воды. В этом смысле, опыт Синьцзяна в деле обеспечения своего населения качественной и здоровой водой был бы для Кыргызстана очень кстати.

Дамир Эркинбаев

Поделитесь новостью