В октябре в Казахстане прошли два мероприятия на высшем в республике уровне. По сути на обоих рассматривались одни и те же вопросы, однако наличие в Казахстане двух «башен» власти вынудило проводить не одно совещание, а целых два, пишет kz.expert.
Напомним, что сначала 15 октября 2019 года президент РК Касым-Жомарт Токаев провел совещание по экономическим вопросам, в ходе которого «рассмотрены итоги социально-экономического развития страны, исполнение намеченных планов, реализация денежно-кредитной политики, реформа адресной социальной помощи, вопросы социального развития и занятости».
А затем 18 октября первый президент РК Нурсултан Назарбаев провел совещание с участием членов правительства РК и депутатов от партии Nur Otan в Мажилисе парламента РК на тему: «реализации предвыборной программы партии «Казахстан – 2021: Единство. Стабильность. Созидание» и Плана нации «100 конкретных шагов».
Стоит отметить, что определенная логика в решении провести именно два совещания есть. Елбасы как лидер партии «Нур Отан» не может позволить своему преемнику что-либо диктовать депутатам парламента. И не только потому, что это нанесет ему политический ущерб, но и потому, что это явно будет противоречить скрытой логике казахстанского транзита.
По нашей оценке, логика эта не только в беспроблемной передаче кресла и полномочий от Нурсултана Назарбаева другому человеку, но и в трансформации политической системы таким образом, чтобы клан елбасы смог сохранять свое исключительное положение еще долгое время.
Три первых шага на этом пути Нурсултан Назарбаев уже сделал:
- во-первых, отказался от должности главы государства и назначил вместо себя Токаева;
- во-вторых, переизбрал последнего (именно так и не иначе) на досрочных президентских выборах 9 июня 2019 года
- в-третьих, выделил из суперпрезидентской вертикали силовой блок и оставил его под своим непосредственным управлением.
Теперь, судя по всему, елбасы занялся разделением исполнительной власти во главе с президентом РК и парламентской власти во главе со спикерами Мажилиса и Сената парламента РК. Что, по нашей оценке, опять-таки вполне разумно, особенно на фоне событий в соседнем Кыргызстане, где противостояние между Алмазбеком Атамбаевым и Сооронбаем Жээнбековым закончилась для бывшего президента почти полной катастрофой.
В условиях, когда будущий уход Нурсултана Назарбаева не только из Акорды, но и из жизни, можно сказать встал в повестку дня, выстраивание новой конструкции власти, когда президенту РК институционально противостоят (могут противостоять) секретарь Совета безопасности РК, председатели Сената и Мажилиса парламента РК, а также, судя по всему, председатели Верховного суда РК и Конституционного совета РК, делает казахстанскую модель авторитарной политической системы и суперпрезидентской вертикали более устойчивой.
Впрочем, остается вопрос — сможет ли эта новая схема устоять, когда елбасы не станет?
Что же касается, собственно, самих совещаний, то на втором, по нашей оценке, имело место быть то, что в советские времена называлось «накачкой». Первый президент РК высказывал в глаза свое недовольство как членам правительства РК, так и депутатам фракции «Нур Отан». Сказано было много и жестко, но не факт, что слова елбасы будут конвертированы в действия теми, кто их слушал. Хотя бы потому, что ничего нового он не сказал.
Тем не менее, реализованный «Библиотекой» формат совещания на высшем уровне на экономическую тему заслуживает одобрения. Елбасы заслушал доклады четырех ключевых членов правительства: премьер-министра РК Аскара Мамина, вице-премьера и министра финансов РК Алихана Смаилова, вице-премьеров РК Бердибека Сапарбаева и Романа Скляра в отсутствии нынешнего главы государства Касым-Жомарта Токаева, при этом никак не «обидев» последнего.
По нашей оценке, бюрократическая вежливость и внутриполитическая корректность в данном случае были соблюдены на все 200%. Более того, Назарбаев даже специально обмолвился, что «сегодня перед нашей партией стоит задача – консолидировать общество, сплотить элиты вокруг избранного от партии президента страны Токаева Касым-Жомарт Кемелевича. Партия, как ведущая политическая сила страны, должна обеспечить преемственность стратегического курса развития государства».
В свою очередь на совещании в Акорде президент РК Касым-Жомарт Токаев тоже заслушал премьер-министра РК Аскара Мамина, председателя Национального банка РК Ерболата Досаева и министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова. Таким образом, правительство Казахстана оказалось озадаченным аж два раза.
Мы не видим смысла анализировать сказанное Токаевым, поскольку все говорилось и им, и его предшественником много раз. Отметим только маленькую деталь, свидетельствующую о том, что как экономист президент РК откровенно слаб. Так, Токаев поручил правительству «добиться прироста несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2022 году и в 2 раза к 2025 году». Но как это можно сделать в условиях, когда значительная часть отраслей национальной экономики неконкурентоспособна не то, что в мировом или региональном масштабе, но даже в границах Евразийского экономического союза?
Это подтверждается статистикой внешнеторгового оборота Казахстана со странами, входящими в эту межгосударственную организацию. Цитируем пресс-релиз: «В январе-августе 2019 года взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС составила $13259,3 млн, что на 0,2% больше, чем в январе-августе 2018 года, в том числе экспорт – $3979,8 млн (уменьшился на 3,1%), импорт – $9279,5 млн (увеличился на 1,7%)».
Иными словами, Казахстан импортировал к себе товаров, работ и услуг на $5,3 млрд больше, чем экспортировал.
Желающие могут также изучить данные о том, что завозит республика, причем в основном из России, чтобы еще раз убедиться, что Казахстан являемся страной-потребителем обработанной продукции, а не наоборот. И изменить это раздачей правильных указаний, увы, не удастся.