Мнение: «Атомные тролли». Кто стоит за противниками строительства АЭС в Узбекистане

В продолжение темы нападок на строительство АЭС в Узбекистане приведем мнение уже упоминавшегося в прошлый раз замгендиретора МАГАТЭ Михаила Чудакова.

Он заявил: «Мне представляется, что за всеми антиатомными выступлениями стоят сторонники углеводородного сырья».

По предположению Чудакова, нефтегазовое лобби четко понимает, что именно атомная энергетика похоронит в будущем другие источники энергии. Однако Чудаков озвучил только один аспект этой проблемы. В действительности здесь прослеживаются интересы не только нефтяников и газовиков…

 

Энергия без опасности

В прошлый раз мы упоминали о «диванных» противниках строительства в Узбекистане атомной электростанции совместно с российской корпорацией «Росатом». Условно они делятся на две категории: нанятых «троллей» и эмоциональных дилетантов.

Сначала поговорим о вторых. Если бы они не действовали на эмоциях, то не поленились бы открыть доступную в Интернете справочную литературу, и посмотреть, чем реакторы ВВЭР-1200 поколения «3+» отличаются от всех остальных.

А отличаются они вот чем. Мы уже рассказывали, что среди защитных механизмов реактора есть так называемая ловушка расплава. Она то и не даст произойти той ситуации, которой едва сумели избежать при аварии на Чернобыльской АЭС — попадания расплава активной зоны ядерного реактора в охладитель с последующим паровым взрывом. Безопасность — вообще одна из особенностей этого проекта. Здесь меры активной и пассивной защиты превышают даже требования МАГАТЭ. Тут конструкторы ВВЭР-1200 работали на перспективу.

Станция с такими реакторами выдержит цунами, внешнюю воздушную ударную волну, торнадо, наводнение и падение самолета, а только штатный срок работы блоков – 60 лет. Станции не страшно даже землетрясение до 9 баллов по шкале Медведева — Шпонхойера — Карника: она же шкала MSK-64.

По этой шкале землетрясение в 9 баллов характеризуется, как «Опустошительное»: «Сильное повреждение и разрушение каменных домов. Старые деревянные дома кривятся». В 2017 году «Росатом» запустил подобный блок на Ленинградской АЭС-2 и реализует проекты станций с такими же реакторами в Белоруссии, Турции и Египте.

Кстати, когда под строительство АЭС уже была выбрана площадка вблизи озера Тузкан в Джизакской области, была проверка территории на соответствие требованиям МАГАТЭ.

Потом генеральный директор узбекского НИИ инженерных изысканий Юлдаш Магрупов сообщил: «Мы уже выдали отчет из 18 томов по 250 страниц в каждом. По каждому из строжайших требований МАГАТЭ даны 1000 аргументов. У МАГАТЭ перечислены 15 «неблагоприятных факторов», при наличии которых строительство АЭС под вопросом. Так вот наша нынешняя площадка — это очень редко встречается в мире — полностью свободна от 14 из них. 15-й фактор — подземные воды на расстоянии 6-12 метров от поверхности — легко решается инженерным способом».

Более того: инженерные работы скоро должны завершиться, а их результаты лягут в основу ОВОС — оценки воздействия на окружающую среду. В общем, компетентность МАГАТЭ в этом вопросе пока еще никто не оспорил. Кроме того, 2018 году «Росатом» начал строить в Финляндии АЭС «Ханхикиви-1». А уж финны относятся к вопросам экологии так, как, пожалуй, никто другой.

Кроме того, эмоциональные дилетанты не учитывают еще один безусловный плюс от узбекской АЭС. За ее счет можно не только обеспечить регион электричеством, но и разрешить давний водно-энергетический конфликт в Центральной Азии. Кыргызстан и Таджикистан получат необходимую им электроэнергию, а Казахстан и Узбекистан – дефицитную для них летом воду. Это радикально изменит ситуацию в регионе — в лучшую сторону.

Во всяком случае, президент России Владимир Путин еще 19 октября об этом сказал так: «Два энергоблока АЭС общей мощностью 2,4 ГВт обеспечат производство недорогой и чистой электроэнергии, которую планируется поставлять потребителям как в Узбекистане, так и в других странах Центральной Азии, что будет способствовать энергетической стабильности не только Узбекистана, но и всего региона».

Кроме того, в рамках работы «Росатом» будет обязан публиковать отчеты по экологической безопасности объекта не только для Узбекистана, но и всей Центральной Азии.

Ну а теперь — расскажем о нанятых «троллях».

Предел прочности

Но прежде — немного истории. До 2007 года — когда возник «Росатом», на рынке «мирного атома» господствовали Япония, Франция и США. Когда россияне сказали, что к 2030 году «Росатом» добьется лидерства на этом рынке, никто не воспринял это обещание всерьез. До обозначенного срока осталось 11 лет. По итогам 2018 года выяснилось, что «Росатом» построил 60% всех электростанций мира, а его доля на рынке — 67%. Более того: к тому же 2018 году, «Росатом» имел портфель зарубежных заказов на 10 лет вперед стоимостью больше 160 миллиардов долларов.

Понятно, что честно конкурировать при таких условиях не получится. А кто главные конкуренты «Росатома»? Французская «Аррева» и… Впрочем, все по порядку.

В мае 2019 года на экраны вышел мини-сериал «Чернобыль». После выхода сериала первыми открыли «огонь» по «Росатому» в Турции. Тамошняя газета «Medya Gunlugu» написала:

«Теперь первую турецкую атомную электростанцию «Аккую» строит российская компания «Росатом». Может, Чернобыль устроил и не «Росатом», но компания была создана в 2007 году, как последовательница той традиции, которая это сделала.

По сути, дело не в России и не в «Росатоме», о котором «Гринпис» (Greenpeace) опубликовал доклад в 2017 году.

Все предельно просто: там, где стоит атомная электростанция, всегда есть риск потенциальной аварии из-за технической проблемы или человеческой ошибки».

Эта статья была проиллюстрирована… кадрами из сериала «Чернобыль». Но и без картинок понятно, что логика тут своеобразная. Все равно, что говорить: «Если девушка красивая — ее обязательно изнасилуют».

Российский политолог Сергей Марков отмечает: «Данная картина против «Росатома». «Росатом» сегодня один из главных игроков на мировом рынке атомной энергетики, и показать, что русские делают атомостанции, которые взрываются, возможно, и было первичной мотивацией для заказа этого проекта».

А что за телеканал «НВО», снявший «Чернобыль»? Что мы знаем о нем еще, кроме того, что он снял «Игру престолов»?

В июне 2018 года, в самый разгар работы над «Чернобылем», канал НВО, и ещё много других активов покупает телекомунникационная корпорация AT&T.

СМИ писали об этой сделке: «Федеральный суд США признал легальной сделку по покупке американской телекоммуникационной компанией AT&T компании развлекательного конгломерата Time Warner за $85 млрд. Таким образом, под владение AT&T попадут такие активы как Time Inc., Warner Bros. Entertainment, Time Warner Cable, CNN, HBO, TBS, Turner Broadcasting System и The CW Television Network».

Тогда же — в 2018 году — у AT&T появляется стратегический партнер: холдинг Brookfield Business Partners. Который в апреле того же 2018 года купил у японцев из Toshiba обанкротившуюся за год до этого компанию Westinghouse Electric. Вплоть до своего банкротства, Westinghouse Electric была еще одним, кроме «Арревы», главным конкурентом «Росатома» в строительстве АЭС. Теперь им является Brookfield Business Partners. Точнее, его дочерняя компания Brookfield Infrastructure.

Тут надо отметить, что информационная война не всегда ведется в социальных сетях. Иногда элементами «черного пиара» бывают и сериалы — вроде «Чернобыля». Когда фильм снят на деньги главного конкурента компании, которая вырвалась в лидеры рынка, это называется именно «черным пиаром», а не кинематографом.

Поэтому все претензии против АЭС в Узбекистане, которые предъявляют нанятые «тролли» — как раз потому, что эту станцию строит «Росатом». Впрочем, не одни только «тролли» действуют.

В информационной войне против «Росатома» участвуют пропагандистские ресурсы, спонсируемые США, а также их «ручные» экологи и «общественное мнение». Тут действует старый принцип: «Если джентльмен не может выиграть по правилам, он меняет правила».

Возможно, что вплоть до самого конца строительства станции все обозначенные ресурсы будут постоянно держать людей в напряжении и воздействовать на их эмоции. Поэтому строителям станции необходимо держать процесс возведения АЭС максимально открытым и разъяснять людям все преимущества этого объекта.

Дамир Эркинбаев, независимый эксперт

Мнение автора не отражает позицию редакции K-News

Поделитесь новостью