Почему «наследному президенту» Токаеву стоит пожертвовать партией Назарбаева

Автор -
1333

На днях известный аналитик Петр Своик поделился на интернет-платформе ИАЦ МГУ своими соображениями о будущем транзита власти в Казахстане. В статье «Замыслы первого и второго президентов РК: где точка пересечения?» автор пишет: «Нурсултан Назарбаев – опытнейший политик, невыполнимых задач он не ставит, иначе не правил бы несменяемо. Да и, собственно, свой стратегический замысел он не только не скрывает, а уже огласил: передать власть в партию «Нур Отан», что вполне современно, технологично и логично: трансформировать персонально-властный формат в партийно-корпоративный».

Но возможно ли это? Как признает сам г-н Своик, для успеха такого плана необходимо «редуцировать» (ослабить) президентскую власть как институт, иначе говоря – сделать парламентско-президентскую (а то и вовсе парламентскую) республику из сегодняшней суперпрезидентской. При таком раскладе, считает автор, второй президент должен получить от первого статус лидера партии, пишет exclusive.kz.

Но, во-первых, если передача власти «коллективному преемнику» в лице партии преследует цель гарантировать ближайшему окружению первого президента сохранение их сегодняшних «завоеваний», то куда логичнее для Елбасы будет передать партию не Касым-Жомарту Токаеву, все больше входящему во вкус «полнокровного» президентства, а некой компромиссной фигуре – Бауыржану Байбеку или, скажем, Нурлану Нигматулину.

А во-вторых, кто сказал, что президент Токаев спит и видит, как своими руками урезать собственные президентские полномочия в пользу мифической партийно-парламентской вертикали? Почему «мифической»? Да потому, что в последние десятилетия в стране не было де-факто ни партии парламентского большинства, ни самого парламента. Более того, никакой «правящей» партии тоже не было и нет. Парламент исполнял (и продолжает исполнять) роль нотариальной конторы при штампующей нужные ей законопроекты исполнительной власти, а «Нур Отан» с момента своего создания на базе избирательного штаба Нурсултана Назарбаева (тогда он назывался просто «Отан») никогда не боролся за власть, как полноценная политическая партия и, по сути, был личной политической гвардией президента Назарбаева, позволявшей ему упаковывать авторитарную суть своего правления в квази-демократический «фантик» (сегодня похожую роль при президенте Токаеве играет Национальный совет общественного доверия – с поправкой на масштаб). Кстати, именно поэтому Нурсултан Абишевич, покидая президентский кабинет в Акорде, забрал с собой не только личные вещи, но и личные – без всяких кавычек! – политобразования – Совбез («перезаточенный» под него прошлогодними поправками в одноименный закон), Ассамблею народа и доминирующую в парламенте партию – по сути, вместе с самим парламентом.

Таким образом, складывается патовая ситуация: действующий президент  вроде бы контролирует исполнительную власть – правительство и акимов. Но члены кабмина, начиная с премьера, носят в карманах «корочки» партии бывшего президента Назарбаева, а главы административно-территориальных образований и вовсе возглавляют местные филиалы этой партии. При этом, законодательный орган из «нотариальной конторы» при Акорде превратился в нее же, но уже при Совбезе.

Очевидно, что при таком раскладе партия парламентского большинства становится главной помехой на пути Касым-Жомарта Токаева к «полноценному» президентству. С другой стороны, она виснет камнем на шее правительства и акимов.

Об этом очень точно сказал в одном из своих многочисленных интервью политолог Данияр Ашимбаев: «Когда все филиалы партии в регионах возглавляют акимы, когда практически все правительство входит в партию, то особого смысла в ней нет. Разве филиал партии будет вызывать сам себя на ковер и спрашивать, почему не построена школа или плохо подготовились к паводку? Акимам это не нужно. Министрам тоже.

А сейчас возникает пикантная ситуация – партию возглавляет первый президент, а у власти находится второй. Задачей второго просто по определению является демонтаж наиболее одиозных конструкций, построенных в бытность его предшественника, потому что власть в борьбе за стабильность и согласие взяла на себя слишком много функций, с которыми не справляется. Все понимают, что какие-то завоевания данного режима нужно обратно отдать обществу, бизнесу и так далее. И первый президент, как гарант своего собственного курса, мягко говоря, в этом не очень заинтересован».

А что же в таком случае делать второму президенту? Вариантов ответа не очень много, а по большому счету – всего один: отказаться от «услуг» партии «вчерашнего адмресурса», выйдя из нее.

При этом, не факт, что Токаеву непременно потребуется новая партия – под себя. Вполне достаточно будет реформировать партийно-выборное законодательство, инициировав тем самым всплеск партстроительства в стране.

И, если по итогам предстоящих выборов в депутатском корпусе окажутся не три, как сегодня, а пять-шесть партий пусть даже популистского толка, то президент Токаев убьет не двух, а сразу нескольких зайцев.

Во-первых, получит абсолютно лояльный парламент (ведь большинство депутатов попадет туда благодаря именно его реформам).

Во-вторых, избавит региональные власти от необходимости служить двум господам одновременно.

Наконец, в-третьих, сделает из парламента то, чем он и должен быть — представительный орган, выражающий – пусть хотя бы формально – интересы различных групп населения (если еще и вернуть народным избранникам императивный мандат), то президент получит прекрасный громоотвод, а сам сможет планомерно заниматься социально-экономической проблематикой.

Правда, так называемым квалифицированным большинством в парламенте придется пожертвовать. Но это лучше, чем иметь в качестве такого большинства псевдопартию, которая «посыпется» сразу же после ухода с политической сцены ее отца- основателя. Ни  «перезагрузка»,ни «свежие силы», ни «креативные идеи»  не спасут эту   партию, которая  всегда держалась на двух китах – имени Назарбаева и административном ресурсе.

Адмресурс сегодня в руках Токаева, что делает будущее «именной» партии не очень завидным. В то же время, для общественного восприятия действующего президента «Нур Отан» становится токсичным уже сейчас. А после парламентских выборов отождествление этого «чемодана без ручки» с действующим президентом чревато для него потерей значительной части сторонников: сказывается многолетний отрицательный имидж этой организации. «Сделать из «Нур Отана» ресурс, за который население будет держаться с удовольствием, очень сложно, но если им пожертвовать, у власти появится пространство для маневра»- замечает по этому поводу Данияр Ашимбаев.

Впрочем, пока  мало похоже  на то, что «план Токаева» предусматривает такую жертву. Скорее всего, он изберет самый невыгодный для своего политического будущего вариант: сохранить сегодняшний статус-кво. Тогда рано или поздно ему действительно предстоит  редуцированное президентство.

Только это будет уже не его собственный выбор. Если так и произойдет, если Токаев «унаследует» пост председателя «Нур Отана», это лишний раз подтвердит правоту тех, кто считает его переходной фигурой, у которой нет и не может быть «своего» плана, отличного от навязанного старшим товарищем по партии. Значит, люди из «ближнего круга Назарбаева», могут спать спокойно: по всем прогнозам им предстоит слабый, кратковременный вождь.

А всем остальным придется  окончательно проститься с иллюзиями…

Поделитесь новостью