Казахские СМИ предлагают читателям совершить экскурсию в Кыргызстан, на вещевой рынок «Дордой». Интересно, чем живет крупнейшая барахолка Центральной Азии после вступления государства в ЕАЭС, и выгоден ли казахстанцам шопинг у нашего соседа?
«Дордой» — это не просто рынок. Это целый мегаполис железных контейнеров, раскинувшийся на территории в 100 гектаров (для сравнения: вторая по величине среди среднеазиатских рынков барахолка Алматы занимает всего 25 гектаров). Обойти за один день километры «улиц» этого города, вдоль которых выстроилось более 40 тыс. торговых точек, просто нереально.
«Дордой» состоит из 15 районов: «Автозапчасти», «Ак-Суу», «Алканов», «Восток», «Джунхай», «Дордой-АЗС», «Дордой-Север», «Евразия», «Европа», «Кербен-Север», «Кербен-Юг», «Мурас-Спорт», «Оберон-Форт»»Шанхай», «Дордой».
«Дордой» открыт для посетителей 364 дня в году, единственный выходной — 1 января.
По оценкам специалистов, количество людей, так или иначе обязанных своей занятостью «Дордою», просто колоссально — более 300 тыс. (для сравнения: население Талдыкоргана составляет 145 тыс. 403 человек).
Это не только торговцы, но и водители фур и автобусов, таксисты, грузчики, дворники, охранники, воры-карманники и работницы коммерческого секса, сотрудники транспортных и страховых компаний, кредитных учреждений, обменников, точек общепита. На рынке есть даже своя пожарная часть. Есть здесь и такие профессии, как «собиратель картона и полиэтилена».
«Зазывала», который у входа на рынок хватает тебя за руку и чуть ли не насильно тащит в определенный контейнер — «просто посмотреть» товар.
Если в самом государстве Кыргызстан нет-нет да и возникают народные волнения, и граждане свергают своих правителей, то в «стране «Дордой» все более-менее стабильно: революций не бывает, политическая обстановка и вертикаль власти гораздо устойчивее.
«Президент» страны, он же основной и бессменный владелец «Дордоя», Аскар Салымбеков назначает местных «губернаторов» — генеральных директоров структурных подразделений, управляющих разными частями «Дордоя». А «население» — торговцы — вправе избирать старших по рядам.
Есть здесь и свой профсоюз, который является связующим звеном между «верховной властью» и «населением».
За порядком в «стране» следят размещенное на рынке отделение милиции и 500 вооруженных охранников ЧОП.
«Левых» сотрудников в форме местные силовики не допускают на территорию, дабы те не «кошмарили» народ дордойский «левыми» поборами.
Имя «Дордой» стало своеобразным кыргызским брендом. Его носит не только крупнейший среднеазиатский рынок, но и столичная футбольная команда, и даже целая ассоциация, объединяющая около 25 крупных предприятий в сферах торговли, услуг, производства, строительства и туризма.
Очевидно, создатель и почетный президент Ассоциации «Дордой» Аскар Салымбеков подразумевал под этим названием что-то приносящее прибыль, стабильное и долговечное, и, по-видимому, не ошибся.
История рынка начинается с конца 80-х. В те годы будущий миллиардер Салымбеков, успешно закончивший карьеру комсомольского вожака ЦК ЛКСМ Киргизской ССР, и возглавивший спорткомитет киргизской столицы, в составе делегаций много ездил по заграницам. Большое впечатление на него произвела барахолка в Париже, именно там к нему пришла идея открыть цивилизованный вещевой рынок в советской Киргизии.
В начале 90-х в Бишкеке, как, впрочем, и во всех городах бывшего Союза, бойко развивалась стихийная торговля: люди торговали там, где смогли пристроиться. Предприимчивый Салымбеков предложил горисполкому окультурить торговлю, что в итоге и сделал.
В начале 90-х в Бишкеке, как, впрочем, и во всех городах бывшего Союза, бойко развивалась стихийная торговля: люди торговали там, где смогли пристроиться. Предприимчивый Салымбеков предложил горисполкому окультурить торговлю, что в итоге и сделал.
За более чем четверть века, что существует рынок, он, как лакомый кусок, неоднократно привлекал внимание представителей не только криминальных структур, но и политических кланов Кыргызстана.
По словам старожилов «Дордоя», во времена правления свергнутых президентов — Аскара Акаева и его преемника Курманбека Бакиева — их родственникам на рынке принадлежали целые торговые ряды.
В ХХI веке «Дордой» стал своеобразным экономическим чудом Кыргызстана. Такому успеху он обязан своему основателю, который в нужное время усмотрел потребность в подобном рынке. Да и место под солнцем для него было отведено очень удачное — вблизи международных магистралей, по которым едут фуры с товарами из Китая в Казахстан и другие страны, на стыке границ двух государств Средней Азии.
И, конечно же, превращению «Дордоя» в торговую площадку, снабжающую товаром весь Казахстан, Среднюю Азию, Урал и Сибирь, с которой было крайне трудно конкурировать, поспособствовало лояльное таможенное администрирование со стороны Поднебесной.
В 2000-х годах «Дордой» являлся основной движущей силой экономики государства. По данным Всемирного банка, его доля в ВВП Кыргызстана составляла ошеломляющие 33%.
Так бы и процветала страна «Дордой», расширяя не только территориальные, но и государственные границы и принося миллиардные прибыли своему владельцу. Но настал май 2015 года.
С той поры многие эксперты Кыргызстана стали пророчить самому большому в стране рынку неминуемое закрытие. Связывают это с вступлением республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и значительным увеличением пошлин на товары из Китая, за счет перепродажи которых в основном и жил «Дордой».
С той поры многие эксперты Кыргызстана стали пророчить самому большому в стране рынку неминуемое закрытие. Связывают это с вступлением республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и значительным увеличением пошлин на товары из Китая, за счет перепродажи которых в основном и жил «Дордой».
— Сейчас торговля очень слабая, товарооборот упал на 80%. У нас тоже клиентов меньше стало. Раньше я три рейса мог сделать от рынка до границы, сейчас за это время — один.
Раньше основными оптовиками были казахи, сейчас у них свой рынок в Хоргосе.
Некоторые наши продавцы говорят, что им тоже выгоднее ездить в Хоргос, чем привозить товары напрямую из Китая, как это делали раньше, рассказал водитель маршрутки по имени Карим, любезно согласившись показать мне дорогу, когда я отстала от коллег и заблудилась.
— Вы не представляете, что тут было! — делится продавец мужского белья, тетя Катипа, отдавшая рынку 20 лет. Как только слух прошел, что вступать в таможенный союз будем и цены резко подскочат, многие решили закупиться как следует, чтобы потом хорошенько навариться при наступлении свободной торговли.
Некоторые даже продали свои дома, квартиры, машины, чтобы деньги вложить в товар. Но таможню между Кыргызстаном и Казахстаном тогда так и не убрали, и товар «завис».
А потом и вовсе ваши оптовики перестали к нам ездить — ужасно стало невыгодно, и мы на деньги попали.
И вправду, «Дордой» уже не тот, что 10 лет назад. Если раньше рынок напоминал шумный пчелиный улей, который начинал свою жизнь в 6 утра, и здесь было просто не протолкнуться, особенно в преддверии 1 сентября и Нового года, то теперь на некоторых пустынных «улицах мегаполиса», среди двухэтажных железных контейнеров, можно встретить разве что пару-тройку оптовиков, закупающихся по мелочи.
Потерял рынок и своего розничного покупателя, который предпочитает теперь одеваться в магазинах города. Помимо этого, жители Бишкека стали активнее покупать товары, не выходя из дома — через социальные сети и интернет-магазины.
Работа слабая не только у торговцев, но и у тех, кто толкает тачки, у таксистов, у работников точек питания… В общем, вступление Кыргызстана в Единый таможенный союз сказалось на работе всех сфер деятельности в «стране «Дордой»».
А теперь давайте прогуляемся по рынку и узнаем, что почем! Курс в день поездки в Бишкек был таким: 1 сом = 5,56 тенге. Цены на товары для удобства наших читателей я переведу и пропишу в тенге.
Это самая оживленная улица «Дордоя».
Привозной товар из Китая и Турции сейчас составляет 50%, остальное отшивается в цехах Бишкека. Цены на одежду местного производства очень даже привлекательны.
К примеру, женские теплые брюки стоят 2 220–3 330 тенге.
Спортивные трикотажные штаны с начесом — 2 500 тенге.
Спортивный костюм-тройка стоит 8 000 тенге.
— Вам тут могут любой бренд отшить на заказ: хочешь — от «Гуччи», хочешь — от «Версаче», — поделился продавец «спортивок».
VOX: И каково качество товара?
— Ткань турецкая или китайская. Носить можно.
Цены на мужские классические костюмы начинаются от 15 000 тенге.
Брюки стоят от 7 000 тенге, пиджаки — 12 000–14 000 тенге.
Ремни — от 1 000 тенге. Мужская рубашка под пиджак стоит от 3 500 тенге.
Кстати, нашему водителю Арману удалось купить неплохой пиджак производства Турции за 10 000 тенге и наручные часы, реплику под знаменитый бренд, за 5 000 тенге.
Идем дальше.
Джинсы мужские и женские — от 8 000 до 10 000 тенге. Но если постараться, можно найти и за 5 000–6 000 тенге.
Куртки женские и мужские: джинсовая — 13 500 тенге, ветровка — 13 000 тенге, осенняя с подкладкой — 17 000 тенге.
Куртки зимние, «для солидных татешек и агашек», как нам пояснили продавцы, стоят 48 000 тенге. Более молодежные, спортивного стиля — от 14 000 до 20 000 тенге. Пуховики — от 25 000 до 60 000 тенге.
Куртку горнолыжную можно встретить за 30 000 тенге. А вот горнолыжный костюм обойдется в 50 000 тенге.
Шапки женские вязаные — от 5 000 тенге. Комплект с шарфом будет стоить чуть дороже — от 6 500 тенге.
Полушубки женские из искусственной норки, соболя, шиншиллы стоят 48 000 тенге. Настоящая норка — от 500 000 до 800 000 тенге.
Вечерние платья бишкекского производства предлагают за 10 000–15 000 тенге. К платью вам обязательно предложат сумочку или клатч за 3 500–8 000 тенге.
Важный предмет женского гардероба, колготки, стоят здесь от 500 до 2 000 тенге. Чулки — от 1 000 тенге.
Комплект нижнего белья предлагают за 2 500 тенге. Трусики хлопковые — 350–500 тенге, кружевные дороже — 700 тенге. Бюстгальтеры — 1 500 тенге.
А вот детские нарядные платья можно купить за 5 000–6 000 тенге. Наряд на годовалую принцессу обойдется вам в 3 000 тенге.
Цены на детские новогодние костюмы начинаются от 2 500 тенге. И кого здесь только нет!
Наряды Снегурочек и Дедов Морозов можно купить за 7 000–10 000 тенге.
Давайте посмотрим обувь.
Детские зимние сапожки можно сторговать за 6 000 тенге. Кроссовки женские — за 6 000–8 000 тенге, зимние — за 16 000 тенге. Ботинки зимние женские кожаные, с натуральным мехом, производства Турции стоят 30 000–35 000 тенге. Сапоги такого же качества — от 50 000 до 100 000 тенге.
Угги продают за 9 000–10 000 тенге. Туфли женские на шпильке стоят так же — 10 000 тенге.
Мужские спортивные зимние ботинки стоят от 20 000 тенге. Из натуральных материалов — 30 000–35 000 тенге.
Наше внимание привлек длинный ряд, где продают домашний текстиль.
Одеяло зимнее односпальное с искусственным наполнителем стоит всего 2 200 тенге, двуспальное — 3 500. Цена очень привлекательная, кстати, и качество неплохое. Одеяло упаковано в сумку.
— Одеяла очень хорошие! Ткань турецкая, пошито у нас. Возьмите, не пожалеете! Потом еще вернетесь, на подарки, на приданое будете брать! — прорекламировала свой товар девушка.
Есть одеяла и подороже — с верблюжьей шерстью. Стоят они 6 000–8 000 тенге.
Постельные комплекты местного производства стоят от 2 500 до 3 500 тенге. Турецкие — в среднем по 7 000 тенге.
А вот цены на игрушки мы узнать не успели. Розничные продавцы работают до 16:00, а оптовики начинают сворачиваться уже к полудню.
Неотъемлемой частью «Дордоя» является авторынок. Каждый контейнер здесь оборудован смотровой ямой, есть даже подъемники. Поменять масло, аккумулятор, колодки, колеса можно прямо не отходя от кассы.
Кстати лет 10 назад автовладельцев из Казахстана в Кыргызстан привлекала дешевая авторезина: «переобуть» железного коня здесь можно было в два раза дешевле, чем на родине. Вот и ехали многие, «переобувались» в новый комплект, а старый бросали на кыргызской земле. Сейчас цены на китайскую резину начинаются от 16 000 тенге за колесо.
Вот такие они, цены на «Дордое» — крупнейшем рынке Центральной Азии. Выгодно ли казахстанцам ездить на шопинг к соседям? А может, лучше в Хоргос?
На пограничных постах, отделяющих два государства, уже нет того столпотворения, что было еще лет 5 назад, когда километровые очереди с тюками и клетчатыми баулами наперевес осаждали помещения контрольно-пропускных пунктов, пробираясь, в прямом смысле этого слова, по головам соотечественников, оказавшихся в давке на полу.
К слову, пограничный контроль на пути в соседнее государство мы прошли ровно за 15 минут. А когда вечером возвращались на родину, на границе мы пробыли 1 час.