В Кыргызстане все мало-мальски интересующиеся политикой люди знают, кто такой Раим Матраимов — экс-заместитель председателя Государственной таможенной службы КР. Вокруг него сложилась неприятная для власти ситуация, когда ее обвиняют в бездействии, и это еще мягко сказано, пишет ИАЦ МГУ.

Дело уже дошло до митингов в поддержку требования начать в отношении экс-чиновника официальное расследование по коррупции, причем требования опираются на массу публикаций и т.д.

Здесь просматриваются даже не две, а три стороны ситуации. Первая – имеются ли установленные коррупционные факты, и основания для начала официального расследования. Достоверными сведениями здесь располагают только официальные государственные органы. Мы не будем касаться этой стороны, ибо, как и все располагаем только косвенными данными, позволяющими строить лишь достоверные, но предположения.

Однако – и в этом вторая сторона вопроса – в современном мире нельзя просто взять и отмахнуться от многочисленных публичных утверждений о коррупционной составляющей в деятельности структур, управлявшихся Матраимовым. Конечно, можно промолчать, что часто и делают. Но когда сведения льются потоком, причем не только на ресурсах, типа «Компромат», то это становится основанием для работы властных пресс-служб в публичном пространстве. А работа здесь недостаточна.

Между тем, позиция власти здесь представлена слабо. И дело не только в том, что надо провести работу по стратегическим планам пресс-служб президента и правительства. Дело в том, что пора уже ставить вопрос о стратегии присутствия президента в публичном пространстве, о работе над его имиджем, об информационной безопасности в Кыргызстане.

Весьма важно видеть и третью сторону сложившейся ситуации. В серьезных исследовательских источниках, которые аналитически обеспечивают принятие решения в различных государствах, давно уже проработан вопрос о действительном объеме теневой экономики в Кыргызстане, и о коррупционной составляющей с контрабандных потоков, проходящих через таможни на границах. И это является основанием для принятия решений по инвестициям, по углублению интеграции и другим важным вопросам. Без соответствующего решения президента в этих вопросах никак не обойтись. Одной риторики будет недостаточно.

И еще. Можно, конечно, не замечать решения бывшего руководства по Раиму Матраимову, когда в процессе передачи власти от Алмазбека Атамбаева нынешнему президенту Сооронбаю Жээнбекову 23 ноября 2017 года, Раим Матраимов уволен со своей должности. Более того, все помнят, когда уволивший его бывший премьер-министр Сапар Исаков отстранен от должности и оказался под следствием, Матраимов восстановился в должности по суду. И это тоже в публичном пространстве работает не в пользу имиджа власти как борца с коррупцией. Таким образом, главный вопрос здесь – начнет ли власть расследование по изложенным в прессе фактам, или нет?

Трудность ситуации для «Белого дома» в Бишкеке заключается в том, что в Кыргызстане все всех знают, и пользуются не просто слухами, излагаемыми в многочисленных «боевых листках» отдельных политиков и бизнесменов. Обычно между собой, с глазу на глаз, сообщают подтверждающиеся в дальнейшем сведения. И весьма часто в этих сведениях сообщается информация о родственных отношениях, о «прикрытии» родственниками друг друга. Так, относительно некоторых дел бывшего руководства страны сообщалось в свое время многое из того, что сейчас стало предметом официального расследования.

Имидж президента и его команды несомненно подвергается испытаниям, когда в массовом сознании укореняется идея о потакании «родному человечку». И тогда даже таксист в Бишкеке (с высшим образованием, ибо другой работы нет) начинает вспоминать лидера Сингапура Ли Куан Ю, не остановившегося перед уголовным преследованием своих родственников во имя торжества закона.

Приближается выборный год. В 2020-м политическая борьба развернется и по данному вопросу. Власти было бы опрометчиво давать своим соперникам мощные аргументы против риторики, построенной на призывах к борьбе с коррупцией. Ибо не по словам, а по делам узнают.