Современный мир требует от нас постоянной включенности: мы всегда на связи и должны быть осведомлены о том, что происходит вокруг. Без социальных медиа и мобильного интернета мы чувствуем себя оторванными от реальности и начинаем тревожиться, что пропустили что-то важное. Информация стала нашей потребностью, такой же естественной, как воздух, пища и сон, пишут СМИ.
Или нет?
Исследования последних лет показывают, что в сообщениях медиа преобладает негатив. По некоторым оценкам, соотношение «плохих» и «хороших» новостей равно 17:1. Это значит, что 95% новостей, которые мы видим каждый день, сообщают что-то печальное, пугающее или отталкивающее. Почти нон-стоп мы получаем информацию о катастрофах, преступлениях, стихийных бедствиях, проблемах других людей и всевозможных кризисах.
Почему это так — отдельный вопрос, о котором спорят исследователи медиа. Хотя ответственность за контент проще всего переложить на журналистов, все не так просто. Люди острее реагируют на отрицательные стимулы — так называемый negativity bias («эффект негатива»). Американо-канадская команда политологов доказала это экспериментально. Добровольцам сообщили, что будут исследовать движения глаз во время чтения и попросили их выбрать несколько статей на специально созданном сайте о политике и прочесть их с экрана компьютера. После участники заполнили анкету с вопросами о том, какие новости им нравятся. Большинство людей ответили, что предпочитают хорошие новости, но на практике поступали наоборот: выбирая, что им читать, участники чаще обращались к отрицательно окрашенным историям, а не к позитивным или нейтральным. Несколько лет назад ростовское издание «Городской репортер» попыталось писать только позитивные новости, оно потеряло 2/3 своей суточной аудитории.
Социальные сети разбавляют информационный негатив смешными видеороликами и снимками из чужих отпусков, но это не помогает. Выводы многочисленных исследований, проведенных за последнее десятилетие, не назовешь однозначными, но сложно игнорировать ту их часть, которая говорит, что использование соцсетей коррелирует с депрессией, повышенным уровнем тревожности и стресса, чувством одиночества и так далее.
Информационная диета
На этом фоне все популярнее становится самоограничение в использовании смартфона, уход из соцсетей и еще более отважный шаг — отказ от новостей. В конце 2012 года специалист по технологиям Клэй Джонсон выпустил книгу The Information Diet. Ее посыл состоял в том, что информация, как и пища, — это важный фактор хорошего самочувствия человека и общества, а значит, следует развивать привычку к ее здоровому потреблению.
Эту мысль подхватили другие: экономист и финансовый журналист Джей Пи Рангасвами сравнил просмотр Fox News в течение месяца с питанием исключительно в «Макдоналдсе». И Рангасвами, и Джонсон советовали подходить к поглощению информации так же вдумчиво, как к тому, что мы едим: задавать себе вопросы о том, как она влияет на нашу каждодневную жизнь, на самоидентификацию, на внимание и так далее.
Личный опыт
Эти идеи перекликаются с опытом венчурного инвестора Алексея Соловьева. Несколько лет назад он решил снизить свою зависимость от смартфона и временно отказаться от новостей. Все начиналось как эксперимент, а теперь превратилось в образ жизни.
«Я не то чтобы очень религиозный человек, но во время Великого поста мне хочется наложить на себя какую-то аскезу. Многие ограничивают себя в еде, в алкоголе, в какой-то деятельности. Я решил попробовать ограничить свое потребление новостей», — рассказал он Reminder.
В течение 40 дней, когда православные постятся, — Соловьев максимально исключил новости из своей жизни: не открывал информационные ресурсы, не читал газеты, настроил поисковые сайты так, чтобы на них не отображались новостные блоки. Вдобавок к этому он не читал каналы в соцсетях, фейсбук и рассылки. Профессиональный поток информации приходилось в определенной степени отслеживать, признается инвестор, но и его удалось существенно сократить: «Новости даже профессиональные в этот период я не читаю, но если что-то конкретное нужно по работе, то просто нахожу это прямым поиском». «Общий» поток получилось игнорировать практически полностью. «Как-то раз во время поста случилось какое-то трагическое событие, которое все обсуждали, — вспоминает он, — а я был не в курсе. Теща говорит: «Ты что, не знаешь? Сейчас расскажу!» Я ответил: «Не надо»».
Результат новостного поста для многих оказывается с одной стороны поразительным, с другой — логичным. «Главное, что изменилось, — это что ничто не изменилось. Если бы мне нужно было подвести итог одним пунктом, я выбрал бы именно это, — говорит Соловьев. — У меня не стало меньше идей, я не выпал из информационной повестки. Самое главное — я понял, что моя жизнь не становится менее интересной или менее насыщенной, и новости — это не то, что делает счастливее меня и мою семью».
Сегодня нам странно и тревожно представлять себе, что мы не узнаем чего-то вовремя, и большинство сознательно делает так, чтобы новости не прошли мимо: мы настраиваем пуш-уведомления в телефонах, по несколько раз в день просматриваем ленту фейсбука и твиттера, подписываемся на рассылки от СМИ. «Когда я впервые начал игнорировать новости, мне казалось, что это выглядит, как оправдание, которое я сам себе придумал, — пишет сооснователь сервиса для постинга в соцсети Buffer Джоэль Гасконь. — Как будто если бы у меня было больше времени, я должен их читать».
То же касается пользования смартфоном в целом — Reminder недавно писал об эксперименте, в рамках которого люди согласились отправиться в поездку в другие города и страны без телефона. Для многих участников это ограничение стало настоящим стрессом.
Но, по словам Соловьева, за несколько ежегодных периодов информационного поста он ни разу не пожалел о том, что что-то упустил. «Даже в профессиональной сфере не было ничего такого, — говорит он. — Я обнаружил, что ни одна из новостей, которые я не узнал вовремя (или вообще не узнал), не повлияла на мою жизнь. Правда, бывали смешные случаи. Например, однажды в период «поста» я был в Лондоне, и именно тогда случилась история с «Новичком». Друзья шутили надо мной, мол, ты там поосторожнее, а я вообще не понимал, о чем они. Но в конечном итоге никакого значения для моей жизни и работы это не имело.
Возможно, когда люди страдают без новостей и другой ежедневной информации, это связано с тем, насколько насыщена их жизнь. Моя жизнь очень полна, я действующий профессионал, у меня есть семья — трое сыновей, я хочу заниматься спортом, причем не одним видом, а несколькими. В моей жизни столько всего происходит, что я даже не замечаю, если чего-то не прочел и не узнал какую-то новость. Кто-то едет в отпуск, и ему нужен смартфон, чтобы найти какую-то улицу, ресторан и так далее. А кто-то не пользуется смартфоном, и ему не нужен постоянный контроль и предсказуемость: ему в кайф заблудиться, в кайф, что он не знает, где будет обедать, ему нравится спросить дорогу у местных жителей. С новостями то же самое».
Те, кто устроил себе новостной детокс, по-разному описывают его практический эффект. Кто-то, как Гасконь, понимает, что у них появилось время на другие интересные занятия — спорт, самообразование, волонтерство. Другие, как Соловьев, отмечают, что становятся эффективнее.
«Каждый день на наше внимание претендуют десятки разных стимулов, и мы прыгаем от одного к другому. Часть этих стимулов я для себя заблокировал и понял, что можно не распылять внимание и концентрацию и посвятить их тому, что важнее.
Появляется ощущение какой-то легкости — ты избавлен от гнета этих новостей, чувствуешь, что тебе не нужно за ними следить, не нужно уделять им свое внимание, беспокоиться. Не могу сказать, что у меня высвободилось сколько-то лишних минут в день, но я замечаю, что начал больше размышлять о себе, о том, что для меня важно».
При этом те, кто отказался от новостей или ограничил использование смартфона, сходятся в одном: в понимании, что вся та информация, которую ты получал раньше, тебе больше не нужна. Это похоже на употребление алкоголя: после того, как долго не пил, достаточно нескольких глотков. Только эффект «информационной диеты» длится дольше.
«Я обнаружил, что теперь, вне «поста», мне хватает и меньшего объема информации. Утром я читаю две рассылки и могу даже не открывать сами статьи — чаще всего главное понятно по анонсу. В первые две недели [после начала эксперимента] было сложно, — делится Соловьев, — рука тянется открыть сайт, почитать что-то в социальных медиа. Но потом становится очень легко. Сейчас у меня обычно телефон в беззвучном режиме. Я его беру, лишь когда мне нужно что-то сделать.
Если мне захочется зайти в фейсбук или почитать какой-то канал в социальных медиа, я это сделаю; в какой-то момент могу проверить, есть ли сообщения в вотсапе или мессенджере. Но во всех них у меня такие настройки, что даже не появляется этого кружочка над иконкой, который сигнализирует о новых сообщениях».
Как не превратить новостной детокс в источник стресса
- Назначьте сроки. Любое ограничение становится проще соблюдать, если у него есть границы. Если вы слишком боитесь сорваться, начните с короткой дистанции — 5 дней, неделя; готовы на большее — назначьте месяц. Неплохая идея привязать отказ от новостей или соцсетей к конкретным временным отрезкам: Великий пост, месяц перед собственным днем рождения, даты отпуска и т.п.
- Установите правила. Заранее решите, что можно, а что нельзя. «Да» — личным сообщениям в мессенджерах и фейсбуке, «нет» — групповым чатам, френд-лентам и каналам в Telegram; «да» беглому просмотру рассылок, но полный отказ от новостных сайтов; можно читать статьи с профессиональных сайтов, но никаких мейнстрим-новостей — комбинации разрешенного и запрещенного могут быть самыми разными. Отличным правилом может стать «правило 1:1:1»: не трогать смартфон 1 час в день, 1 день в неделю и 1 неделю в году. Необязательно рвать связи с миром накануне важного дедлайна на работе, но назначить себе час, чтобы почитать перед сном, целое воскресенье, чтобы посвятить его семье, и неделю отпуска, чтобы сменить обстановку, — идея, о которой вы вряд ли пожалеете.
- Найдите альтернативу. Если первым делом с утра вы привыкли заглядывать в смартфон в поисках нового, придумайте, чем можно нагрузить голову и руки в это время. Медитируйте, займитесь спортом, погуляйте. Алексей Соловьев использует практику morning pages — «утренние страницы». Ее смысл в том, чтобы утром, после пробуждения взять тетрадь, ручку и начать писать, что угодно, пока не заполнишь 2–3 страницы (порядка 750 слов). «Записываешь что угодно, что в голову придет, — говорит Соловьев. — В первое время пишется какой-то бред, но потом начинают появляться осмысленные идеи, свежие мысли, что-то полезное».
- Минимизируйте соблазны. Всем понятно, что разработчики приложений для телефонов специально делают их такими, чтобы нам хотелось открывать их как можно чаще и тратить на них как можно больше времени. Они не могут не нравиться нам. Но зато мы можем выключить звук на телефоне, отключить уведомления и убрать гаджет подальше, чтобы рука не тянулась к нему, — в ящик стола, под подушку дивана, а лучше в другую комнату. Точно так же можно спрятать иконки в смартфоне: удалите с начального экрана и поместите куда-нибудь в папку те приложения, использование которых нужно ограничить.
- Известите близких о своем плане. Неважно, решили ли вы игнорировать новости или временно отказаться от смартфона вообще — сообщите об этом семье и друзьям. Вы наверняка с легкостью найдете темы для разговора помимо обсуждения того, что происходит где-то в других странах, и не будете нервничать, что кто-то «потеряет» вас.
- Рефлексируйте. Замечайте, что происходит с вами, когда вы не читаете новости и не отвлекаетесь на телефон. Чувствуете ли вы облегчение, снижение уровня тревожности? Получается ли заняться чем-то, что нравится? Пришли ли в голову новые идеи? Жалеете ли вы, что что-то пропустили или это не сказалось на жизни? Регистрация собственного состояния поможет понять, каков был эффект ограничений, и извлечь полезные уроки на будущее.
Отказ от новостей/соцсетей/уведомлений и тому подобного кажется сложной задачей и ненужным испытанием: мы считаем информированность не просто необходимостью, но ключом к успеху. Но опыт людей, попробовавших ограничить себя в потреблении информации, показывает, что мы переоцениваем ее. В действительности мы ежедневно поглощаем больше данных, чем нужно для личной эффективности, профессионального успеха и удовлетворенности жизнью. Какой процент от тех новостей или постов в социальных медиа, что мы читаем каждый день, действительно значит что-то для счастья, карьерного роста и персонального развития?