Вторую партию низкообогащенного урана привезли на хранение в Казахстан. Храниться она будет в банке ядерного топлива, расположенном в Усть-Каменогорске, сообщает Tengrinews.kz со ссылкой на Первый канал «Евразия».
Вокруг его открытия было немало споров, звучали опасения: как соблюдаются требования безопасности на этапе транспортировки и в процессе хранения, а также кто за этим следит.
Неприметный ангар с многочисленными датчиками и решетками — одно из самых охраняемых мест не только в Усть-Каменогорске, но и в целом в стране. Здесь будут хранить 90 тонн низкообогащенного урана. Доставляют сырье в цистернах. Всего их в банке разместят 60.
«Цилиндры, прежде чем загружать материалы, бросали с 20-метровой высоты, и в огне, и в воде они не тонут. В принципе, по международным стандартам это очень прочные цилиндры, и выход в атмосферу каких-либо радиоактивных веществ вообще исключается», — объясняет заместитель председателя Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК Гумар Сергазин.
«А что будет, если…» Большая часть вопросов представителям Международного агентства по атомной энергии начинается именно так. Но все опасения специалисты назвали беспочвенными, в том числе и информацию о якобы радиоактивном излучении от цистерн. Если бы оно было, мы бы тут не стояли», — заключает руководитель проекта Марта Феррари и с большим удовольствием рассказывает о преимуществах.
«Это средство — крайние меры, для того чтобы предоставить ядерное топливо странам, которые не могут по каким-либо причинам купить его из других источников, поэтому это является очень важным проектом для обеспечения поставок урана во всем мире», — говорит исполняющая обязанности руководителя проекта «Банк низкообогащенного урана» МАГАТЭ Марта Феррари.
Как отмечается, создание банка ядерного топлива – это шаг к международной безопасности и режиму ядерного нераспространения. Ведь теперь запасы низкообогащенного урана для всех 170 стран — участниц МАГАТЭ будут храниться только здесь. Из этого объема возможно произвести топливо только для загрузки одного реактора.
Поэтому порядок выдачи того, что находится в этом здании, будет четко регламентировать Международное агентство по атомной энергии. Как только все ячейки в банке ядерного топлива будут заполнены, ворота закроют. Откроют их в следующий раз только тогда, когда какая-либо страна подаст заявку в МАГАТЭ на выделение определенного количества гексафторида урана и МАГАТЭ ее одобрит.