О попытке госпереворота в Казахстане и как для этого могли использовать религию

В распоряжении exclusive.kz оказалась секретная записка в администрацию президента, рассказывающая о попытке госпереворота в Казахстане десять лет назад с  использованием экстремистской религиозной идеологии «суфизма».

«Соответствует ли она реальности или это просто умелая компиляция фактов для устранения политических противников, мы не узнаем еще долго. Но, по крайней мере, она проливает свет на некоторые события, связанные с самыми влиятельными людьми нашей страны, которые сегодня оказались не у дел.

В частности, речь идет о Имангали Тасмагамбетове, Марате Тажине, Нуртае Абыкаеве, Ермухамете Ертысбаеве, Дархане Калетаеве и других», пишет exclusive.kz:

Записка, написанная в 2011 году на имя Н.А.Назарбаева, начиналась очень угрожающе: «В последнее время в Казахстане отмечается существенный рост активности протестных групп, последовательно спекулирующих на национал-псевдопатриотических идеях.

Анализ заявлений, высказываний лидеров и активистов, информационного контента аффилированных СМИ свидетельствует о наличии устойчивой тенденции, направленной на последовательную дискредитацию государственных инициатив в области укрепления внутринационального согласия и регионального интеграционного сотрудничества…

Начиная с 2009 года, предпринимаются неоднократные попытки дестабилизации социальной обстановки, делаются провокационные заявления, открыто высказываются намерения о проведении несанкционированных собраний, шествий, митингов. Средой распространения деструктивных заявлений сознательно выбирается казахоязычная творческая интеллегенция, студенческая молодежь, рабочие крупных предприятий.

Лозунгами возможных манифестаций умышленно провозглашаются антиконституционные требования, а также требования, выполнение которых заведомо невыполнимо. Все это позволяет сделать вывод о том, что протестными силами сознательно ведется работа по дестабилизации внутриполитической ситуации».

Примечательно, что «первой попыткой» были названы предпринятые в декабре 2009 года в канун Дня независимости протесты «против передачи земли китайским инвесторам». Поводом стала рассылка sms-сообщений, «несоответствующая действительности информация о переселении граждан КНР на территорию Казахстана и предоставлении им земельных участков Правительством».

Следующей попыткой были названы незаконные собрания в Алматы  против вхождения Казахстана в Таможенный союз в апреле 2010 года. Более того, ее организаторов связали с событиями в Жанаозене в марте 2010 года.

А вот как охарактеризованы «особенности» пропаганды, которые показывают, что за этими процессами стоят не только интеллектуалы, но и опытные политтехнологи, пользующиеся огромной поддержкой народа. Иначе, чем объяснить то, что все эти тезисы сохранили свою популярность по сей день, даже после того, как «лидеры движения» ушли с политического олимпа. Может быть, все дело в том, что люди действительно так думают? Впрочем, судите сами:

  • «формирование в общественной среде устойчивого мнения о недостаточных мерах государственного регулирования по укреплению статуса государственного языка, предательстве национальных интересов, «компрадорском» характере правящей элиты, ущемлении исторических прав казахского народа;
  • внедрение в общественное сознание отрицательного и негативного образа государственных служащих, судей, сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры. При этом действенные меры со стороны государства по борьбе с коррупцией и повышению эффективности государственного управления подвергаются замалчиванию;
  • подрыв доверия к существующей политической системе методами неконструктивной критики любых инициатив власти;
  • эскалация напряженности в межэтнических процессах путем сознательного формирования образа «мучеников – представителей титульной нации»;
  • постоянное распространение в среде творческой интеллигенции, студенческой молодежи, жителей сельских местностей, а также авторитетных и влиятельных людей в регионах настроения ожидания смены власти и появления нового общенационального лидера. Образ лидера ассоциируется с представителем титульной нации, свободно владеющим государственным языком, покровителем казахской культуры, искусства, истории».

Согласитесь, что под каждым тезисом может подписаться как минимум каждый второй гражданин Казахстана – видимо, таковы масштабы влияния суфиев, поскольку «идейным катализатором протестных групп» является  религиозное учение суфийской общины «Тарикат Исматуллы» — /яссауийя, зикризм, джахризм/, появившейся в Казахстане в 1997 году.  А «покровительство секте обеспечивают секретарь Совета Безопасности РК Марат Тажин, аким города Астаны Имангали Тасмагамбетов, экс-заместитель председателя НДП «Нур Отан» Дархан Калетаев, экс-сенатор Әбіш Кекілбаев, генералы КНБ Абдиказимов и Исабеков».

Дальше-больше – именно эти люди были обвинены в еще более тяжких вещах: «Детальный анализ пропагандируемых идей активистов, их контакты позволяет сделать вывод о наличии единой организационной структуры, объединенной задачей дискредитации в общественном мнении проводимой государственной политики с целью дестабилизации внутриполитической ситуации для насильственной смены конституционного строя и изменения действующей политической системы».

Таким образом, во всех грехах, накопившихся за долгие годы неэффективного управления, были обвинены эти люди. Очень удобно, не правда ли? Более того, в записке есть намек, что все последователи были под воздействием…гипнотического влияния. При этом, главной целевой аудиторией для воздействия оказались наиболее известные представители казахоязычной творческой интеллигенции. 

Авторы записки считают, что «идейные установки «суфизма» стали своеобразной духовной гаванью большинства национал-патриотических движений Казахстана», юридическим воплощением которых стало РОО «Сенім.Білім.Өмір» — организация, официально зарегистрированная во всех регионах РК, занимающаяся популяризацией учения «яссауия» в массах, особенно в среде молодежи и интеллигенции. Считалось, что она насчитывает несколько тысяч активистов, десятки тысяч сочувствующих, а также обладает мощными ресурсами и административной поддержкой как в центре, так и регионах.

«После того как деятельность «суфистов» привлекла нежелательно внимание общественности и гос.органов в 1999 и 2006 гг. «Сенім.Білім.Өмір» изменило акценты в своем учении. Сегодня «исматуллашылар» активно используют трайбалистское сознание. Агрессивная пропаганда и организационная работа ведется в регионах, где племенные отношения и субкультуры пользуются наибольшим влиянием. Зонами наиболее массового присутствия «С.Б.О.» являются Семей (род найман), Мангистау (род адай), Чимкент, Кзыл-орда, Атырау», — пишут авторы. — Активисты «С.Б.О.» прямо замешаны в подстрекательстве к бунту, волнениям против официальных властей. Для оказания влияния на гос.органы «С.Б.О.» применяет методы шантажа, угроз, ультиматумов. Выдвигаются угрозы взорвать нефтепровод, поднять массовые волнения, организовать бойкот и  т.д.» 

А вот дальше идет еще более тяжкое обвинение: «Считаем, что подобные проекты имеют явную антиконституционную направленность, так как стимулируют и вдохновляют сепаратистские настроения в регионах. Роды адай и найман, являющиеся самыми многочисленными в Казахстане (и, по их собственному мнению, наиболее ущемленными в плане участия во власти), представляют собой благотворную почву для распространения сепаратизма и этноцентризма. Этими обстоятельствами активно и успешно пользуется движение «С.Б.О.». Также средой агитации «С.Б.О.» являются оралманы и казахи, проживающие за рубежом. В их среде активно и массово распространяется газета «Уш Киян» на казахском языке. В Монголию и Иран газета вывозится в массовом количестве».

Надо признать, что в тех условиях все это выглядит вполне убедительно, если не задаваться вопросом: зачем это было нужно закрытому суфийскому учению? Даже если допустить, что зикристы ставили свою цель вербовку высопоставленных госслужащих,  то уж дестабилизация ситуации, а уж тем более, госпереворот, явно не были в их интересах. К тому же, это слишком тяжкое обвинение, которое, скорее, выглядит борьбой компроматов, чем реальной попыткой переворота.

Итак, судя по содержанию записки, ее главной целью был Тасмагамбетов, который «для усиления своей популярности в среде творческой интеллигенции… использовал подкуп, лесть, интриги». Как выяснилось, он «регулярно проводит торжественные встречи, ужины, банкеты, на которые приглашается огромное количество писателей, художников, поэтов и пр. На встречах И.Т. красноречиво выступает, делает комплименты, подарки. Таким образом И.Т. сумел завоевать беспрецедентную популярность в среде национальных знаменитостей, большинство которые неофициально принимают его в качестве преемника. Особенно это заметно на фоне ухудшающегося (не без помощи И.Т.) имиджа Н.Н.» — вот это, как принято говорить, оговорка по Фрейду. До сих пор любые обвинения в политических амбициях воспринимаются как самый смертный из грехов, а уж десять лет назад и подавно. Возможно, именно этот тезис стал тем, что можно назвать «переборщили». Как-то не учли авторы, что Тасмагамбетов пользовался популярностью задолго до описываемых событий, а эти обвинения, скорее, даже еще больше ее повышают.

При этом, проницательные авторы усматривают связь между высказываниями Рахата Алиева и Имангали Тасмагамбетова. И, кто знает, чем бы это все закончилось, если бы не череда драматических событий, которые последовали после этого: эмиграция Рахата Алиева, убийство  Алтынбека Сарсенбаева и Заманбека Нуркадилова. Даже излишне креативные авторы не решились обвинить во всех этих преступлениях суфистов.

Примечательно, что в этом же ряду было упомянут «новый игрок» Карим Масимов, а далее, через запятую — мировой кризис и эмиграция Мухтара Аблязова.

«На сегодняшний день в стране существует несколько групп, могущих претендовать на смену политического режима. Группа Калмурзаева- Шукеева, группа Масимова-Кулибаева, группа Тажина-Абыкаева. И.Т. (Имангали Тасмагамбетов.-ред) не примыкает ни к какой группе, так как не пользуется доверием. Именно по причине изолированности от групповых интересов способен на резкие шаги. Из всех перечисленных лиц И.Т. единственный, кто обладает реальным присутствием в среде населения и потенциально может задействовать механизм поднятия народного бунта».

При этом, авторы записки признавали, что «упомянутые выше события, лица, группы, факты, даты, обстоятельства и пр.  носят разрозненный характер и не отличаются академичностью изложения». Ссылаясь на отсутствие времени, человеческих ресурсов и полномочий, которые «не позволяют провести тщательное и профессиональное расследование», они считали, что приведенных данных должно быть достаточно, чтобы убедить «в наличии угрозы для государства со стороны всей совокупности фактов».

В одном с ними можно согласиться – этим должны были заняться профессионалы. Но, так или иначе, практически все фигуранты, включая оппонента,  так называемого расследования сегодня стали жертвой этой большого политического триллера.

Ранее мы уже писали, что  в конце 2000-х годов в Казахстане усилились интриги в высшем эшелоне властной элиты. Главным политическим мотивом была близость к Главе государства. Руководитель Администрации Президента, один из влиятельных политиков страны Аслан Мусин в качестве главного конкурента видел Имангали Тасмагамбетова – тогдашнего акима города Астаны. Конечно, сдвинуть с насиженного места облеченного доверием Президента опытного политика, отдалить его от Акорды – дело нелегкое.

Поэтому в качестве стратегии рассматривался вариант связать его с учением Исматуллы, которое «носит экстремистский характер, скрытно рвется к политической власти и имеет достаточный потенциал для захвата власти».  Дистанцировавшийся длительное время от «коранистов» в сфере религии Аслан Мусин в конце концов по этой причине, видимо, попросил помощи у сына.

Возможно, Асылбек Мусин, почувствовав затруднения отца, сам предложил ему услуги «коранистов» — этого мы никогда не узнаем. Достоверно, что Асылбек Мусин, собрав материалы об опасности учения Исматуллы для политического режима, направил в Администрацию Президента специальный доклад, где скрупулезно расписал, кто из чиновников властной элиты замешан в связях с чуждой религиозной идеологией. В преподнесенных им материалах полностью перечисляются совершенные духовными наставниками учения уголовные действия.

В 2010 году начались повальные задержания и аресты лидеров учения Исматуллы. Была создана следственная группа из числа сотрудников четырех силовых структур – Финансовой полиции, Прокуратуры, КНБ и МВД.

То, что в этом деле КНБ, который обычно был всегда на переднем плане в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, на этот раз играл второстепенную роль, а руководила работой следственной группы финансовая полиция и этот орган вел основную работу, показывает, что уголовное дело против «зикристов» Аслан Мусин держал под своим личным контролем. (http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/117657/).

Масла в огонь подлило коллективное письмо атырауских аксакалов с поддержкой Тасмагамбетова. Это был «контрольный  выстрел» в операции по его дискредитации, который, как ни парадоксально, скорее всего, сыграл в его пользу. Назарбаеву, видимо, стало ясно, что это часть одной большой комбинации политических противников его «продукта».

Последствия этой саги еще долго будут погребены под грифом секретности, но, судя по внешним признакам, Тасмагамбетову удалось «уцелеть». Его назначения министром обороны и вице-премьером выглядят вполне респектабельно вплоть до высылки в Москву. Хотя, возможно, Назарбаев пользовался давним правилом властителей – держи врагов рядом, а друзей – далеко. Но уход Тасмагамбетова на пенсию в этом контексте выглядит не совсем однозначно.

Относительно  благополучно вплоть до последних месяцев сложилась судьба и других фигурантов обвинения в причастности к теоретическому госперевороту: Марата Тажина, Нуртая Абыкаева, Ермухамета Ертысбаева, Дархана Калетаева и других. Все они в разное время были отдалены от властного олимпа на приличную дистанцию, но в целом, с учетом обстоятельств, продолжали с разным уровнем успешности пусть и не головокружительную, но вполне плавную карьеру. А вот тот, кого принято называть заказчиком – Аслан Мусин – поплатился достаточно дорого – спустя некоторое время он был отправлен послом в маленькую Хорватию, а потом и вовсе – тихо ушел на пенсию.

Однако, давайте попытаемся проанализировать, почему подобные обвинения стали возможными в принципе. Справедливости ради, с авторами надо согласиться в главном – отсутствии идеологической и пропагандистской концепции в Казахстане. Они пишут, что «основным идейным содержанием учения «исматуллашылар» является формирование на базе архаичных, реакционных, отсталых религиозных догматов суфизма собственной идеологической доктрины, базирующейся на принципах духовной избранности суфиев и этнического превосходства тюрков».

Более того, «типичным отражением политических взглядов сторонников «исматуллашылар» стала, так называемая, Концепция народного единства, предложенная группой «национал-патриотов» в качестве альтернативы Доктрине национального единства.

Влиянием религиозных предпочтений «исматуллашылар» объясняется использование в декларативных документах, речах, выступлениях слов и понятий сугубо религизного характера, как то: «историческая миссия казахов», «божественная воля», «истина» и т.д. В качестве элементов новизны заметно неуместное применение в выступлениях лексики идеологов «конфликта цивилизаций». В историографической методологии, активисты «исматуллашылар» придерживаются шовинистической идеи возрождения кочевой империи («Мәңгі Қазақ Елі»), откровенных примитивных мифологем, а в качестве «научных» источников искренне руководствуются устными памятниками литературы, поэзии, притчами, преданиями старины, генеалогиями предков». Вот так – не больше, не меньше.  Единственная попытка системно сформулировать место казахов в историческом и геополитическом контексте была дискредитирована.

Поэтому, главным неусвоенным уроком во всей этой истории является то, что относительный успех учения Исматуллы был обусловлен тем, что в стране не было господствующей идеологии, способной ему противостоять. Это следствие пустоты, которую и по сей день могут заполнить любые  учения или пропагандистские концепции.

 

Поделиться