Кыргызская Республика заняла 126-е из 180 мест в Индексе восприятия коррупции за 2019 (ИВК-2019), который каждый год составляет международная организация Transparency International.
Кыргызстан получил 30 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Джибути, Украиной и Азербайджаном.
Как отмечает Transparency International, положение мест не является главным в данном рейтинге, так как количество стран может увеличиваться либо уменьшаться, и главным показателем в данном рейтинге является количество полученных баллов.
По сравнению с результатами Индекса за 2018 год положение Кыргызстана изменилось совсем немного: она получила на один балл больше, и изменила позицию в рейтинге (со 132-го до 126-го места).
Первые места в ИВК-2019 заняли Дания и Новая Зеландия (87 баллов), далее идет Финляндия (86 баллов), третье — разделили Сингапур, Швеция и Швейцария (85 баллов). Замыкают рейтинг — Сирия (13 баллов), Южный Судан (12 баллов) и Сомали (9 баллов).
Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс за 2019 год рассчитан на основании данных из 13 источников за последние два года (2017–2019), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру.
Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким. Кыргызстан был включен в рейтинг в 2003 году.
Индекс восприятия коррупции 2019 года показывает, что огромное число стран практически не показывает улучшения в борьбе с коррупцией.
«Наш анализ также показывает, что сокращение больших денег в политике и принятие широко согласованных с потребностями общества политических решений необходимы для сдерживания коррупции.
В этом году исследование ИВК подчеркивает связь между политикой, деньгами и коррупцией. Нерегулируемые потоки больших денег в политике также делают государственную политику уязвимой для чрезмерного влияния», пишет Transparency International.
Как показывает ИВК, страны с более строгим соблюдением правил финансирования избирательных кампаний имеют более низкий уровень коррупции.
В странах, где нормативные положения о финансировании избирательных кампаний носят всеобъемлющий характер и систематически соблюдаются, средний показатель ИВК составляет 70 баллов, в то время как в странах, где такие нормативные акты либо отсутствуют, либо применяются неэффективно, средние баллы составляют всего 34 и 35 соответственно.
Шестьдесят процентов стран, которые значительно улучшили свои показатели ИВК с 2012 года, также усилили соблюдение правил финансирования избирательных кампаний. Кроме того, когда политики выслушивают только состоятельных или политически связанных с ними людей и группы, они часто делают это в ущерб гражданам, которым они служат. не вовлекают наиболее важных политических, социальных и деловых субъектов в процесс принятия политических решений.
Страны с более низкими показателями ИВК также имеют более высокую концентрацию политической власти среди состоятельных граждан.
Страны с более широкими и открытыми процессами консультаций в среднем получили 61 балл по ИВК. Напротив, там, где консультации практически отсутствуют, средний балл составил всего 32.
Как отметила председатель правления Transparency International Делия Феррейра Рубио: «Правительства должны в срочном порядке устранить коррумпирующую роль больших денег в финансировании политических партий и чрезмерное влияние, которое они оказывают на наши политические системы».
«В этом году Кыргызстан избирает новый парламент, и мы надеемся, что будут приняты действенные законы, направленные на усиление прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов, а также и самих политических партий», пишет организация.
Для изменения ситуации государству и обществу необходимо совместно предпринять ряд конкретных шагов в следующих направлениях:
УПРАВЛЯТЬ КОНФЛИКТАМИ ИНТЕРЕСОВ
Необходимо снизить риск неправомерного влияния на формирование политики путем ужесточения контроля над финансовыми и другими интересами государственных чиновников. Правительству следует также рассмотреть вопрос о «вращающихся дверях», установить “периоды ожидания” для бывших должностных лиц и обеспечить надлежащее соблюдение правил и привлечение к ответственности.
УСИЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПО ДЕКЛАИРОВАНИЮ
Усилить действенный внутренний и общественный контроль за соблюдением требований законодательства по декларированию и предотвращению конфликта интересов с введением жёсткой правовой ответственности за ситуации злоупотребления ситуациями конфликта интересов со стороны публичных должностных лиц;
УСИЛИТЬ СИСТЕМУ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
Необходимо содействие разделению властей, укреплять судебную независимость и поддерживать систему сдержек и противовесов. Обеспечить независимость судов от исполнительной власти и не избирательность правосудия, а также публичность данных о деятельности судов и правоохранительных органов.
КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Чтобы предотвратить оборот больших денег и влияние в политике, необходимо улучшить и должным образом обеспечить прозрачность и подотчетность политических партий и соблюдение правил финансирования избирательных кампаний. Политические партии также должны раскрывать свои источники доходов, активы и кредиты, а правительства должны наделять надзорные органы более сильными полномочиями и соответствующими ресурсами.
УКРЕПЛЯТЬ МЕХАНИЗМЫ ЧЕСТНОСТИ ВЫБОРОВ
Чтобы демократия была эффективна против коррупции, необходимо улучшить механизмы проведения выборов, которые будут свободными и справедливыми. Предотвращение и пресечение кампаний по подкупу голосов и дезинформации имеют важное значение для восстановления доверия к правительству и обеспечения того, чтобы граждане могли использовать свой голос для наказания коррумпированных политиков.
ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОМУ ОБРАЩЕНИЮ
Правительству следует создать механизмы, обеспечивающие, чтобы предоставление услуг и распределение государственных ресурсов не определялись личными связями или были ориентированы на группы с особыми интересами за счет общих общественных благ.
РАСШИРЯТЬ ПРАВА И ВОЗМОЖНОСТИ ГРАЖДАН
Правительство должно защищать гражданские свободы и политические права, включая свободу слова, выражения мнений и свободу объединений. Правительство должны вовлекать гражданское общество и защищать граждан, активистов, информаторов и журналистов в осуществлении мониторинга и выявления коррупции.