Борьба околовластных группировок вошла в новую стадию, они начали использовать методы, которых раньше по взаимной договоренности избегали. Скорее всего, эти дни – та точка, когда система пошла вразнос. Так что скучать в ближайшие месяцы никому не придется. Об этом в интервью exclusive.kz заявил политолог и журналист, друг покойного Рахата Алиева Андрей Шухов.
«Все, что наговорил несчастный Айсултан – бред в самом прямом, медицинском значении этого слова. Не имея врачебного образования, я, естественно, не могу ставить диагноз, но то, что человек явно не в себе – по-моему, очевидно любому, кто видел его записи в Фейсбуке.
Надо ли осуждать журналистов за то, что они вынесли плоды больного сознания на публику? Раньше в нашей профессии существовали некоторые принципы и самоограничения, которые запрещали, например, расспрашивать пациентов, находящихся в горячке, ломке, делириуме и прочих подобных состояниях,. Но потом все эти правила отменились при деятельном участии людей из власти, которые приспособили прессу для сведения счетов с оппонентами. А теперь это против них обернулось. Так сказать, верный Мухтар покусал хозяина.
Я думаю, Дарига Нурсултановна упустила шанс переиграть ситуацию в свою пользу по горячим следам – сразу после выступления Айсултана. Это был тот случай, когда невозможно отделаться общими словами. Вся эта кампания (а видно же, что это тщательно рассчитанная игра) направлена в первую очередь против нее. Я неплохо знаю, как эта медийная машинерия функционирует, сколько времени нужно для организации таких ресурсов, это классический пиар, причем виртуозный. Все это мощно бьет по ней. И, естественно, все ждали от нее какой-то реакции, объяснения, что это было.
И если бы Дарига Нурсултановна появилась в этот критический момент перед публикой и сказала – вот такая у нас беда, он болен, не в себе, лечится, но им манипулируют, его используют… Еще бы и расплакалась… И народ бы ее и пожалел, и посочувствовал. Люди гораздо лучше, чем думают о них те, кто сидит там на Олимпе. Люди хотят искренности, правды, живых человеческих чувств. Но в политической культуре Казахстана (вернее, в вакууме, который эту культуру заменяет) такая реакция невозможна. И она выбирает самый проигрышный вариант: в окружении персонажей с каменными лицами, как будто они на собственных похоронах сидят, требовать ужесточения, усиления, сплочения и прочее из этого безвозвратно устаревшего советского лексикона. Жалко.
Распад власти с этого и начинается: она перестает говорить на понятном языке. Вот Аблязов говорит на понятном аудитории языке то, что она хочет услышать. Его сколько угодно можно обзывать популистом, маргиналом, но из этой лондонской истории он извлек максимум выгоды. Политика — это же как шахматы, только еще сложнее. И шахматист всегда обыграет хоть тысячу прокурорских держиморд. Что мы сейчас, собственно, и наблюдаем», рассказал Шухов.
Касаясь выгоды от откровений Айсултана Назарбаева для президента Токаева, Шухов отметил: «Объективно, конечно, выгодна. Но он ли ее организовал – этого я знать не могу. Сильно сомневаюсь. Я о нем более высокого мнения (хотя, честно говоря, это мнение сложилось четверть века назад, а за это время много воды утекло). И потом, слишком уж очевидно, прямолинейно. Все сразу думают, — а, понятно, это Токаев, это его игра! Мне кажется, для дипломата такого уровня как-то слишком примитивно. Но то, что это была грамотно разыгранная пиар-кампания, — никакого сомнения. Борьба околовластных группировок вошла в новую стадию, они начали использовать методы, которых раньше по взаимной договоренности избегали. Скорее всего, эти дни – та точка, когда система пошла вразнос».
Опальный банкир и оппозиционер Мухтар Аблязов сообщил в соцсетях, что Айсултан Назарбаев пропал: «Айсултан пропал. Последний раз я разговаривал с ним в четверг ночью. До этого в СМИ Казахстана писали, что его разместили якобы в психушку, давая понять, что теперь он замолчит надолго…
Но в четверг ночью он написал мне на телефон, по которому я с ним поддерживал контакт, что он хочет переговорить со мной. Он сообщил мне, что накануне на него было совершено нападение неизвестными лицами, от которых ему удалось бежать.
В руки нападавших попал его паспорт. Сейчас он без документов и находится в клинике для лечения от наркозависимости, но не в психушке.
Мы с ним обсудили ряд действий, которые ему надо сделать, чтобы избежать риска быть похищенным и убитым. Договорились, что созвонимся в пятницу. Но он пропал…
В субботу он написал мне в Инстаграм, с которого раньше присылал мне сообщения. Написав ряд смс в его Инстаграм, я заподозрил, что его аккаунтом управляют посторонние люди.
Предложил прислать мне голосовое сообщение с этого аккаунта и перезвонить мне на телефон. Но после этого аккаунт перестал мне писать…
Не удивлюсь, что Дарига в итоге организовала его похищение или блокаду. Могла закрыть Айсултана в специальную клинику, лишив связи с внешним миром».
Также Аблязов подверг сомнению слова бывшего шефа КНБ Альнура Мусаева о геномной экспертизе, которая подтверждает, что А.Назарбаев сын Рахата Алиева.