Госкомитет национальной безопасности Кыргызстана распространил свой ответ по поводу заявления адвоката Жамангула Жунусова — члена Общественной комиссии по изучению событий, произошедших в селе Кой-Таш в августе 2019 года.
ГКНБ Кыргызской Республики разъясняет следующее:
«По пункту заявления о том, что руководитель следственной группы МВД КР Аширходжаев Э.Ж., своим постановлением о принудительном приводе на допрос А.Атамбаева грубо нарушил статью 479 УПК КР.
Постановление руководителя следственной группы ГСУ МВД КР Э.Аширходжаева о приводе (принудительном доставлении) свидетеля А.Атамбаева в следственный орган было вынесено на основании статьи 121, пункта 7 части 1 статьи 35 и пункта 7 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики в рамках расследуемого уголовного дела о незаконном освобождении криминального авторитета Азиза Батукаева из-за неявки по вызову без уважительных причин. Действия следователя были признаны законными со стороны судебного органа при рассмотрении жалобы адвокатов А.Атамбаева.
Тогда как, статья 479 УПК КР содержит в себе нормы о запрете задержания по подозрению в совершении преступления или проступка и проведения личного обыска Президента, прекратившего исполнение своих полномочий.
В данном случае налицо неверное толкование или трактовка норм уголовно-процессуального законодательства со стороны адвоката Ж.Жунусова.
Заявление Ж.Жунусова о грубом нарушении Конституции и УПК КР Президентом КР С.Жээнбековым, выразившееся в якобы выборе варианта привода не соответствует действительности. Ж.Жунусовым неправильно интерпретированы слова Председателя ГКНБ КР О.Опумбаева на пресс-конференции.
Так, глава ГКНБ на пресс-конференции озвучил, что Главнокомандующий был информирован об операции по принудительному приводу Атамбаева и им было дано жёсткое указание, что все должно быть только в рамках закона. Наряду с этим О.Опумбаев неоднократно заявлял о самостоятельном выборе руководством ГКНБ КР варианта привода.
Заявление Ж.Жунусова о том, что массовые беспорядки, нанесение телесных повреждений гражданам и сотрудникам правоохранительных органов явились последствием незаконных действий руководителей правоохранительных органов опровергаются материалами проведенного следствия и Заключением госкомисии по событиям в селе Кой-Таш 7-8 августа 2019 года.
В выводах отмечается, что «Атамбаев преднамеренно готовил насильственный захват власти и что ответственность за события в Кой-Таше полностью лежит на Атамбаеве и его сторонниках», а «действия ГКНБ и МВД по принудительному приводу, несмотря на ошибки и просчеты, были основаны на Конституции и законах КР».
В связи с чем, ГКНБ КР расценивает заявления адвоката Ж.Жунусова как попытку введения в заблуждение общественность, дискредитации деятельности руководства страны и правоохранительных органов, перевода в политическую плоскость результатов расследования событий в с. Кой-Таш и оправдания незаконных действий А.Атамбаева и его сторонников».
Адвокат Жамангул Жунусов ранее распространил заявление, в котором написал:
Предложенный проект заключения Общественной комиссии является однобоким, не указывает причинно-следственный анализ событий, отходит от принципа презумпции невиновности и признает виновным экс-президента Кыргызской Республики Атамбаева А.Ш. и его сторонников.
Права и законные интересы сотни раненых и пострадавших, незаконно задержанных граждан после указанных событий, оставлено без внимания комиссии. Мои предложения к заключению комиссии не были приняты во внимание и игнорировались. В этой связи, я считаю бесполезным мое нахождение в составе Общественной комиссии и объявляю о выходе из состава Общественной комиссии.
Статья 479 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики запрещает задержание и личный обыск Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления или проступка.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, задержанный по подозрению в совершении преступления или проступка, после установления личности подлежит освобождению.
Руководитель следственной группы МВД Кыргызской Республики Аширходжаев Э.Ж., с вынесением постановления о принудительном приводе на допрос экс-президента Кыргызской Республики Атамбаева А.Ш., грубо нарушил вышеуказанное положение статьи 479.
Председатель ГКНБ Кыргызской Республики Опумбаев О.Н. публично заявил, что Президент Кыргызской Республики Жээнбеков С.Ш. знал о планируемой операции в селе Кой-Таш, и он выбрал этот вариант операции из пяти предложенных им вариантов. Таким образом, Жээнбеков С.Ш. превысив свои полномочия, грубо нарушил Конституцию и Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, поскольку его полномочия четко ограничены Конституцией, и он не имеет никаких полномочий в уголовном процессе по приводу свидетеля по делу.
Массовые беспорядки в селе Кой-Таш, нанесение телесных повреждений гражданам и сотрудникам правоохранительных органов произошли из-за незаконных действий руководителей правоохранительных органов. Вооруженные люди в масках, без ведома и согласия собственника дома перелазили через забор дома, сразу же начали стрелять по людям и начали жестоко избивать их.
Они не давали возможности оказывать медицинскую помощь раненым и жестоко избитым на протяжении двух часов. Многих людей загнали в зал помещения в форме юрты, где их держали как заложников. Все их действия документально зафиксированы в многочисленных фото и видео материалах, размещенных в сети Интернет. В действиях этих сотрудников предусматривается состав преступлений, предусмотренных в ст. 144 (Истязание), ст. 190 (Нарушение неприкосновенности жилища) и ст. 244 (Захват заложников) Уголовного кодекса Кыргызской Республики.
Противоправные действия, совершенные со стороны сотрудников правоохранительных органов в отношении мирных граждан, спровоцировали массовое скопление людей в селе Кой-Таш, поскольку они хотели спасти своих близких, жен и детей, которые находились там в то время.
Были грубо нарушены конституционные права граждан на доступ к информации и на свободу переписки с отключением сотовой связи в селе Кой-Таш и в близлежащих населенных пунктах, а также отключением телеканала “Апрель”.
Также была отключена подача воды и электроэнергии в селе Кой-Таш, были сожжены горные пастбища. Специальные средства, применявшиеся в отношении мирных граждан, нанесли урон физическому и психологическому здоровью людей.