Похоже, из-за скандала с внуком Айсултаном Нурсултан Назарбаев крайне раздражен и обозлен на свою старшую дочь.
Если это так, то Дариге не позавидуешь – она сама и ее клан становятся удобным объектом атаки для тех, кто планирует принять участие в забеге за властью. Об этом пишет Kz.media.
благодаря шокирующим откровениям Айсултана Назарбаева, а также активному участию в подогревании скандала двух самых известных казахстанских беглецов — Альнура Мусаева и Мухтара Аблязова, председатель Сената Парламента РК Дарига Назарбаева оказалась в сложном положении – и как мать, и как политик.
Пока все ее действия по решению проблемы с сыном ограничиваются тем, что она увеличила число телохранителей с двух до шести и не реагирует на происходящее публично. Несомненно, это ее право. Однако активное освещение скандала вокруг Айсултана Назарбаева уже не только в соцсетях и независимых от Акорды интернет-ресурсах, но и в провластных изданиях (причем, по слухам, по прямому указанию министра информации Даурена Абаева), четко свидетельствует о том, что и Акорда, и Библиотека в данном конкретном случае Даригу Назарбаеву не поддержали.
Имея представление о том, как выстроена и функционирует вертикаль авторитарной власти в Казахстане, мы утверждаем, что это означает только одно: Нурсултан Назарбаев крайне раздражен и обозлен на старшую дочь.
Но если это так, то последняя оказывается практически в безвыходном положении, поскольку ее и раньше сильно не любили в правящей элите по многим причинам: начиная от ее прежнего мужа и политического партнера Рахата Алиева и кончая ее нынешними претензиями, настоящими или вымышленными, стать преемником своего отца во главе страны.
Несмотря на это, вряд ли Нурсултан Назарбаев позволит врагам и недоброжелателям сбросить ее с пьедестала. Став раздражителем и объектом атаки для многих элитных групп, Дарига Назарбаева (и ее клан, конечно) выполняют важную роль в балансировании правящей элиты:
- во-первых, играя роль «козлов отпущения»,
- во-вторых, переключая на себя недовольство ключевых групп и фигур влияния,
- в-третьих, позволяя елбасы лучше понять и оценить внутриэлитные процессы, которые могут стать опасными и для него самого,
- в-четвертых, позволяя ему «построить» старшую дочь и сделать ее (и ее клан) еще больше зависимыми от себя.
Однако есть одна проблема, которая может стать критической. Правда, не сегодня, когда первый президент РК жив и продолжает «царствовать» в стране, а потом, когда Нурсултан Назарбаев уйдет из жизни. Как только это случится (как это обычно бывает в авторитарных политических системах, совершенно неожиданно для народа), немедленно начнется второй этап внутриполитического транзита. И в его рамках будет решаться вопрос о власти. Очевидно, что процесс будет практически неуправляемым, поскольку единственный человек, который мог бы им рулить, будет уже вне игры. Соответственно руль государства попытаются перехватить многие, в том числе те, кто сегодня ведет себя пассивно и кого вообще не подозревают в подобных амбициях.
И вот тут будет иметь большое значение, сможет ли казахстанская правящая элита (или хотя бы ее большая часть) консолидироваться, найти консенсус и принять согласованное решение. Если да, то второй этап внутриполитического транзита пройдет без особых проблем (хотя, конечно, оппоненты власти в лице того же Мухтара Аблязова попытаются использовать уход из жизни «лидера нации» в своих целях). Но если этого консенсуса достичь не удастся, то могут начаться серьезные проблемы.
В связи с этим возникает вопрос: как поведут себя члены большой семьи елбасы, в том числе Дарига Назарбаева, Тимур Кулибаев, Алия Назарбаева, Асель Исабаева, Болат Назарбаев, Ахметжан Есимов, Самат Абиш и Кайрат Сатыбалды?
Напомним, что у всех этих людей есть свои кланы, они более чем богаты и влиятельны, плюс имеют множеством клевретов во всех государственных структурах. Иными словами, все они могут (если, конечно, захотят и рискнут) сыграть определенную и, возможно, решающую роль в принятии решения, как будет поделена верховная власть в Казахстане после смерти Назарбаева.
Сразу оговоримся, что это отнюдь не означает, что кто-то из них вдруг станет президентом вместо Касым-Жомарта Токаева или иного человека, который окажется на данной позиции в час «Х». Речь идет о том, кто займет позицию елбасы как неформального лидера, который будет возглавлять правящую элиту и поддерживать в ней баланс.
И, по нашей оценке, если к этому часу «Х» скандал вокруг Айсултана Назарбаева будет продолжаться, а раздражение со стороны Нурсултана Назарбаева к старшей дочери и ее отпрыску сохранятся, то может оказаться, что именно она окажется тем человеком, кто не даст достигнуть консенсуса или компромисса. Хотя бы потому, что остальные могут попытаться достичь договоренности за ее счет.
А вот дальше вполне может случиться так, что Дарига Назарбаева повторит судьбу старшей дочери бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова, которая уже не раз осуждена и ныне отбывает наказание в местах лишения свободы, а также лишена практически всего своего состояния.
Очевидно, что такая угроза, с одной стороны, должна дисциплинировать Даригу Назарбаева и ее старшего сына Нурали Алиева, с другой — не исключено, что они решат стоять до последнего и уже завтра начнут искать себе союзников как внутри страны, так и за ее пределами.
Тогда в час «Х» может начаться то, что на сегодняшний день представляется наиболее опасным для казахстанской авторитарной системы и «суперпрезидентской» вертикали – война сначала внутри семьи елбасы, а потом и в правящей элите, в ходе которой все ее участники будут вынуждены присоединиться к какой-то из сторон.
Повторимся, что это пока только теоретическое предположение, причем основанное на нескольких допущениях, но не исключено, что оно реализуется, если не в основном, то частично. Хотя бы потому, что все будет происходить за кулисами власти, не в институциональном поле и не в публичном пространстве, то есть без какого-либо участия народа. Что же касается граждан, то им продемонстрируют только результат с помощью «выноса тел» и озвучивания обвинений в адрес тех или иных участников будущего забега за властью.