На заседании Жогорку Кенеша сегодня, 12 февраля, депутаты рассмотрели проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков» (в законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов», «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами») во втором чтении.
Как отметил докладчик – председатель Комитета по экономической и фискальной политике Салайдин Айдаров, законопроект разработан в целях гарантии возмещения вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, пассажирам, а также для защиты прав и интересов потерпевших лиц.
В ходе обсуждения депутат Дастан Бекешев поставил вопрос о целесообразности внесения Правительством еще одного законопроекта, направленного на лицензирование перевозчиков опасных грузов. «Эти законопроекты дублируют друг друга. Нужно оставить что-то одно, а не грузить граждан и на лицензию и на обязательное страхование», — сказал Д.Бекешев.
Заместитель председателя Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком Мыктыбек Абиров ответил, что лицензирование необходимо для допуска к перевозкам опасных грузов только соответствующих установленным требованиям лиц. В то же время страховая ответственность наступает в тех случаях, когда эти перевозчики причиняют ущерб третьим лицам.
Статс-секретарь министерства транспорта и дорог КР Эрмек Мамыркалиев пояснил, что между законами «О лицензионно-разрешительной деятельности» и законе «Об автомобильном транспорте» существует коллизия. Первый закон не предполагает получение лицензии, а отраслевой обязывает ее получить всем, кто намерен перевозить опасные грузы.
Депутат Марлен Маматалиев указал на низкий уровень доверия населения к каким-бы то не было инициативам правительства по страхованию граждан. В связи с этим, он призвал усилить разъяснительную работу в этом направлении.
Депутат Алмазбек Акматов поинтересовался численностью страховых компаний, объемом оказываемых ими услуг, а также количеством ДТП с участием перевозчиков пассажиров и опасных грузов.
М.Абиров ответил, что в настоящее время в сфере страхования гражданской ответственности перевозчиков насчитывается 17 компаний, которыми в прошлом году выдано около 52 тыс. страховых полисов.
Заместитель начальника ГУОБДД МВД КР Ыманалы Саркулов пояснил, что по итогам 2019 года на территории республики зафиксировано 205 ДТП с участием перевозчиков пассажиров, в которых погибли 10 человек. Также зарегистрировано 21 дорожно-транспортное происшествие, связанное с перевозкой опасных грузов, погиб 1 человек.
Депутат Иса Омуркулов поддержал инициируемые правительством законопроекты, отметив, что приведение норм национального законодательства в соответствие с международными стандартами, а также упорядочение ответственных субъектов будет способствовать обеспечению правовой защиты граждан и развитию системы транспортного обслуживания.
«Например, у Минтранса сейчас нет никаких активов, имущества. Прежде министерство владело автобазами, могло самостоятельно обеспечивать транспортное сообщение, устанавливать расписание маршрутов и т.д. Сейчас же Минтранс осуществляет только политику и в таких условиях лицензирование пассажирских перевозок является одним из немногих инструментов государственного регулирования транспортной деятельности для обеспечения безопасности граждан», — заключил Иса Омуркулов.