Бойцы мятежного полковника Махмуда Худойбердиева просят паспорта Узбекистана

Автор -
1153

На прошлой неделе двое этнических узбеков в возрасте 50 лет, представившиеся «членами группировки мятежного полковника Махмуда Худойбердиева», обратились за помощью в правозащитные организации в Ташкенте, заявив, что «их правовой статус в Узбекистане оказался в подвешенном состоянии». Об этом сообщает Озодлик.

Две недели назад еще пятеро «солдат» полковника Худойбердиева обратились за правовой помощью в ташкентские адвокатские конторы. Один из них при помощи адвокатов смог получить «документ, дающий право жить и работать» в Узбекистане, дела еще четверых находятся на стадии рассмотрения.

Солдаты мятежного полковника в Узбекистане

Корреспондент «Озодлика» в Ташкенте встретился с двумя членами группировки мятежного таджикского полковника Махмуда Худойбердиева на прошлой неделе.

Оба собеседника, попросившие не разглашать их имена в целях безопасности, сказали, что говорят от имени 50 семей, состоящих из 100 человек (солдаты находятся на территории Узбекистана вместе со своими семьями – Ред.) и «имеющих проблемы с документами».

По их словам, в настоящее время «солдаты» Худойбердиева состоят в списках личного состава воинских частей в Ангрене и Джизаке; до 2005 года в воинской части в Кувасайском районе Ферганской области тоже были «солдаты» Худойбердиева.

Сам 55-летний полковник Махмуд Худойбердиев, которого в Таджикистане обвиняют в совершении различных преступлений, в том числе в мятеже против правительства Эмомали Рахмона, а в узких кругах называют «профессиональным военным командиром», по словам двух собеседников «Озодлика», в эти дни служит в специальной воинской части в Джизаке.

В 2018 году официальный Душанбе заявил, что Худойбердиев находится на территории Турции, после этого никакой информации о его местонахождении не поступало.

Таджикские власти объявили в розыск Худойбердиева, заявляя, что он продолжает представлять опасность для страны. Однако приговора суда о виновности мятежного полковника не существует. Некоторые солдаты, служившие под его командованием (приблизительно 15-20 человек), были осуждены в Таджикистане.

В Таджикистане имя Махмуда Худойбердиева значится в официальном списке особо разыскиваемых лиц.
В Таджикистане имя Махмуда Худойбердиева значится в официальном списке особо разыскиваемых лиц.

 

На службе у Минобороны и СГБ

Два узбека, представившиеся представителями «солдат Худойбердиева», говорят, что проникли с территории Таджикистана в Узбекистан в 1998 году через Узунский и Сариасинский районы Сурхандарьинской области.

Они утверждают, что вместе с Махмудом Худойбердиевым в Узбекистан прибыли 180 семей, их общее количество составляло 250 человек.

Часть из них до 1998 года являлись бойцами вооруженного отряда быстрого реагирования Министерства обороны Таджикистана.

В разговоре с корреспондентом «Озодлика» военные сообщили, что сто «солдат Худойбердиева», которые в эти дни служат в Министерстве обороны и Пограничных войсках Службы государственной безопасности (СГБ) Узбекистана, получили узбекское гражданство. Однако оставшиеся более ста человек оказался в подвешенном состоянии, не получив ни паспорта, ни вида на жительство в Узбекистане. Напомним, что в 2018 году власти Таджикистана официально сообщали о том, что часть «солдат Худойбердиева» живут в Российской Федерации.

В разговоре с нашим радио «солдаты Худойбердиева» говорят, что их дети подросли и сейчас им необходим документ для женитьбы или замужества в Узбекистане.

Отцы этих детей, которые за все это время не смогли получить даже среднего образования, говорят, что устали от пустых обещаний своих кураторов в СГБ.

Ранее корреспондент «Озодлика» общался с несколькими членами группировки, называемой «батальон Худойбердиева». Один из них показывал поддельный узбекский паспорт и говорил, что не может с таким «документом» покинуть Узбекистан. Еще один из членов этой группировки показывал нашему корреспонденту удостоверение сотрудника бывшей Службы нацбезопасности (позже переименована в СГБ – Ред.)

Полковник, превратившийся в мятежника ​

Махмуд Худойбердиев до 1998 года был одним из преданных президенту Таджикистана Эмомали Рахмону военачальников.

Махмуд Худойбердиев.
Махмуд Худойбердиев.

По мнению некоторых политологов, во время гражданской войны авторитет Худойбердиева среди таджикистанцев был намного выше авторитета Рахмона. Они даже называли его «полковником-спасителем». После окончания гражданской войны он руководил одним из крупных военных подразделений.

Как говорит в интервью «Озодлику» автор множества статьей о гражданской войне в Таджикистане Мирзо Салимов, который в годы гражданской войны работал в газете «Чароги руз», «руки Махмуда Худойбердиева, как и других лидеров гражданской войны, запачканы кровью».

– Сылаясь на имеющиеся у меня документы я могу подтвердить, что он и другие военные, участвовавшие в гражданской войне в Таджикистане, виновны в смерти нескольких невинных лиц, – говорит Мирзо Салимов.

Однако еще один таджикский журналист и политик Дододжон Атовуллоев высказал другое мнение в беседе с «Озодликом».

– В гражданской войне не бывает героев, так как народ делится минимум на два лагеря. Поэтому в Таджикистане полковник Худойбердиев для одних является Че Геварой, а для других – врагом народа. Для меня лично Махмуд Худойбердиев, как и многие настоящие военные, жертва интриг политиков и своего времени – время переворотов и революций. Если не война, он мог бы стать прекрасным полководцем, – говорит Дододжон Атовуллоев.

После национального перемирия 1997 года Махмуд Худойбердиев отказался от соглашений с правительством Рахмонова и покинул Таджикистан. По сообщениям некоторых источников, после этого он в основном жил на территории Узбекистана.

Полковник скрывался в Узбекистане

Вооруженные группы под командованием Махмуда Худойбердиева в 1996 году совершили нападение на административный центр Хатлонской области Таджикистана, но потерпели поражение и отступили в сторону Узбекистана. Спустя два года, осенью 1998 года, Худойбердиев со своими сторонниками численностью около тысячи человек вернулся на территорию Таджикистана, заняв за одну ночь все важные объекты двух городов – Худжанда и Чкаловска. В ходе операции погибло более 100 человек.​

По данным таджикских властей, Худойбердиев вторгся на территорию страны с территории Зааминского района Джизакской области Узбекистана. Президент Рахмон заявил тогда, что за спиной Махмуда Худойбердиева стоят узбекские власти. Однако официальный Ташкент отрицал свою причастность к этому делу.

В результате спецоперации правительственных войск Таджикистана мятежному полковнику вновь пришлось скрыться на территории Узбекистана.

Махмуд Худойбердиев.
Махмуд Худойбердиев.

 

По словам независимых друг от друга источников, Худойбердиев и его солдаты с 1998 года начали служить в Министерстве обороны Узбекистана. Официально эта информация не была подтверждена.

По мнению независимых наблюдателей, нахождение Махмуда Худойбердиева с начала 2000-х годов до самой смерти Ислама Каримова на территории Узбекистана стало одной из причин ухудшения отношений между двумя соседними странами.

Противоречивое наследие, оставшееся от Каримова

После смерти президента Ислама Каримова «батальон Худойбердиева» рассматривался в качестве противоречивого наследия для президента Шавката Мирзияева.

По словам представителя бывшей таджикской оппозиции, лично знакомого с Махмудом Худойбердиевым, мятежный полковник Худойбердиев, как и чеченский генерал Джохар Дудаев, является сформировавшимся в советские годы военным, который позже превратился в полевого командира.

Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За личное мужество», «За отвагу» и другими правительственным наградами СССР.

В 2018 году начальник УМВД по Хатлонской области Искандар Солехзода, ссылаясь на полученную из Ташкента информацию, сообщил, что полковник Худойбердиев покинул территорию Узбекистана.

Солехзода также заявил, что дружба между президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и его узбекским коллегой Шавкатом Мирзияевым устранила все существующие ранее угрозы, «и сейчас ни Худойбердиев, ни члены его группировки не смогут больше повлиять на дружеские отношения между двумя странами».​

До этого бывший генпрокурор Таджикистана Бобожон Бобохонов заявлял, что официальный Душанбе неоднократно обращался к узбекским властям с просьбой экстрадировать Махмуда Худойбердиева в Таджикистан, но не смог получить никакого ответа.

Бобохонов также сообщал, что в 2018 году были выявлены 500 сторонников полковника Худойбердиева, из них 36 человек – объявлены в розыск.

Осенью 2018 года приближенный к Минобороне Узбекистана источник «Озодлика» говорил, что официальный Ташкент не выдал и не планировал выдавать Таджикистану полковника Худойбердиева.

Как сообщил нашей редакции 14 февраля один из узбекских военных, приближенный к экс-министру обороны Узбекистана Рустаму Ахмедову, выдаче Худойбердиева таджикским властям был сильно против один из самых влиятельных узбекских генералов Рустам Иноятов, в бытность являвшийся руководителем СНБ республики.

Двое «солдат Худойбердиева» в беседе с нашим журналистом тоже признались о том, что в эти дни их деятельность координируют узбекские спецслужбы.

​Напомним, что в свое время некоторые правозащитники в Узбекистане заявляли, что члены «батальона Худойбердиева» активно участвовали в подавлении андижанской демонстрации 2005 года. Однако за прошедшие 15 лет ни один из свидетелей тех событий не дал международным организациям официальных показаний по этому делу.

В разговоре с «Озодликом» «солдаты Худойбердиева» говорят, что не участвовали в военной операции в Андижане. По их словам, официальный Ташкент специально придумал эту «легенду», чтобы выгородить себя.

Собеседники утверждают, что «батальон Худойбердиева» профессионально занимался охраной границ, борьбой против наркотрафика и предотвращением проникновения исламских экстремистов на юг Узбекистана.

​– Мы целых 22 года служили в рядах Вооруженных сил Узбекистана и внесли свой вклад в военную мощь страны. Взамен мы просим не ордена, а обычный документ, позволяющий жить и работать в Узбекистане, ​– сказали в разговоре с «Озодликом» «бойцы Худойбердиева».