На заседании Жогорку Кенеша сегодня, 19 февраля, депутаты рассмотрели проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс о нарушениях, Закон «Об автомобильных дорогах»)» в первом чтении. Инициаторы – депутаты Маматалиев М.А., Жапаров А.У., Жоробеков Т.У., Дюшалиев А.К., Тотонов Н.Т., Акаев Ж.К., Нурбаев А.М., Рысалиев З.К., Келдибаев С.А., Жунус уулу Алтынбек, сообщает пресс-служба ЖК КР.
Один из авторов законопроекта Марлен Маматалиев представил вниманию депутатов презентацию о целях законопроекта, отметив, что предлагаемые нормы направлены на обеспечение сохранности автомобильных дорог, исключение человеческого фактора в пунктах транспортного контроля путем автоматизации процессов весогабаритного контроля и искоренение коррупционных схем на пунктах транспортного контроля.
По его словам, причиной быстротечного разрушения дорог является перегруженный транспорт. «Из-за наличия коррупционных схем автоперевозчикам удается обходить требования законодательства. Я сам был свидетелем того, что грузоперевозчики объезжают весы, не соблюдают нормы осевой нагрузки, а инспектора не составляют протокола», — сказал М.Маматалиев.
Депутат подчеркнул, что в связи с этим предлагается ужесточить штрафные санкции и применить наложение штрафа 8 категории: 17 тыс. сомов для физических лиц и 55 тыс. для юридических лиц. «Определяя довольно высокий размер штрафа, мы руководствовались соображениями о том, что однажды заплатив штраф, автоперевозчик уже дважды подумает, прежде чем вновь пойти на нарушение», — говорит депутат.
В ходе обсуждения депутат Дастан Бекешев поддержал рассматриваемый законопроект, отметив, что инициатива по автоматизации процесса весогабаритного контроля полностью укладывается в концепцию цифровизации страны. Также он поинтересовался, сколько средств необходимо для приобретения оборудования.
Автор законопроекта М.Маматалиев и статс-секретарь Министерства транспорта Эрмек Мамыркалиев ответили, что больших вложений не потребуется, поскольку на сегодняшний день в рамках проекта Всемирного банка автоматизированные системы установлены в 8 пунктах транспортного контроля, стоимостью 474 тыс. евро каждая.
«Автоматизированные пункты оснащены датчиками и камерами фото и видеонаблюдения, которые при обнаружении превышения допустимых норм по габаритам и весу в режиме онлайн передают информацию на сервер. Необходимо только подключить эти пункты к единому программному обеспечению, чтобы по аналогии с проектом «Безопасный город» рассылать автовладельцам «письма счастья»», — пояснил Марлен Маматалиев.
Депутат Торобай Зулпукаров также поддержал законопроект, отметив, что его принятие будет способствовать сохранению автомобильных дорог, на строительство и реконструкцию с 1996 года было израсходовано около $2,6 млрд кредитных и грантовых средств. Также он поинтересовался статистикой правонарушений на пунктах весового контроля в 2019 году.
Замдиректора Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля Минтранса Арсланбек Касымалы уулу обозначил, что в прошлом году было выписано 6 тыс. 263 штрафа в отношении автоперевозчиков, взыскано 10 млн 394 тыс. сомов. М.Маматалиев пояснил, что автоматизированные пункты зафиксировали около 20 тыс. случаев перевеса, но по факту протокола были составлены только в отношении 6 тыс. нарушителей. То есть в бюджет должно было поступить около 100 млн, а взыскано в 10 раз меньше», — отмечает автор законопроекта.
Депутат Алмазбек Батырбеков предложил пересмотреть нормы осевой нагрузки в летний период, когда асфальт плавится под воздействием высокий температур. Также он призвал инициаторов законопроекта ко второму чтению обсудить размеры штрафов с Ассоциацией перевозчиков и другими субъектами, на которых направлен законопроект.