Существует множество стереотипов об автомобилистах и не все из них ложные — научные исследования на подобные темы нередко преподносят сюрпризы. Например, так произошло и в этот раз, когда ученые решили проверить, связан ли стиль вождения со стоимостью или статусом автомобиля, об этом сообщает журнал «Популярная Механика».
Жан-Эрик Лонквист (Jan-Erik Lönnqvist) и сам автолюбитель, так что он не раз замечал, что всякие разные BMW, Mercedes и Audi чаще остальных марок нарушают правила дорожного движения. Поскольку кроме водительского удостоверения у него есть степень доктора социальных наук и ставка в Хельсинском университете, Жан-Эрик все же решил проверить, является ли это наблюдение когнитивным искажением или имеет реальное обоснование.
Финские ученые установили, люди с какими типами личности чаще выбирают статусные автомобили и как это связано с их стилем вождения
При подготовке научной работы выяснилось, что владельцы дорогих машин действительно чаще остальных ведут себя на дороге неосмотрительно, грубо и опасно, а также чаще нарушают ПДД и демонстрируют пренебрежение к остальным участникам движения. Этому были посвящены несколько ранее опубликованных другими исследователями работ. Но причинам подобного поведения ни одна статья должного внимания не уделяла.
Лонквист вместе с коллегами опросили 1892 финских автомобилиста об их стиле вождения, попутно составляя психологический портрет респондента. Характер человека оценивался по стандартной пятифакторной модели личности, а в анкету были включены вопросы о машине, доходе, покупательских привычках и здоровье. Целью исследования было установить, есть ли какая-то корреляция между личностными качествами человека (напрямую влияющими на стиль вождения) и его выбором средства передвижения.
Финские ученые установили, люди с какими типами личности чаще выбирают статусные автомобили и как это связано с их стилем вождения
Результаты оказались весьма интересным. Выяснилось, что за рулем статусных автомобилей премиального ценового сегмента («старшие» модели «немецкой тройки» — BMW, Mercedes и Audi) очень часто можно встретить пренеприятных личностей. Это эгоистичные, несговорчивые, упертые, любящие спорить и не страдающие излишней эмпатией мужчины. Да, среди женщин подобной зависимости обнаружено не было, хотя в опрошенной группе их было предостаточно.
Причем реальное богатство владельцев автомобилей далеко не всегда соотносилось с их стоимостью. Опубликованная в Международном психологическом журнале (International Journal of Psychology) работа показала, что среди мужчин, обладающих BMW, Audi и Mercedes очень велика доля тех, для кого автомобиль — демонстрация статуса, а не просто средство передвижения.
Финские ученые установили, люди с какими типами личности чаще выбирают статусные автомобили и как это связано с их стилем вождения
Это идет вразрез с более ранним предположением о причинах распространенности некорректного поведения на дороге водителей дорогих автомобилей. Предыдущие исследователи считали, что агрессивное вождение и пренебрежение другими участниками дорожного движения вызвано пагубным влиянием богатства. Мол, оно развращает и заставляет чувствовать себя выше остальных.
Однако не стоит сразу записывать всех водителей дорогих машин в негодяев. Вторая по распространенности группа людей среди них — ответственные, дисциплинированные амбициозные личности, крайне не склонные к нарушению законов и правил поведения. В ней больше женщин, чем мужчин, но в любом случае это любопытный и неожиданный результат.
Финские ученые установили, люди с какими типами личности чаще выбирают статусные автомобили и как это связано с их стилем вождения
Таким образом, в кои-то веки наука не опровергла, а доказала стереотип, пусть и не самый позитивный. Тем не менее, есть и хорошие новости. Теперь, попав в спорную дорожную ситуацию с участием премиального автомобиля можно быть уверенным, что ситуация не всегда обязана быть конфликтной. Вероятность, что выяснять отношения и обстоятельства из нее выйдет не хамоватая агрессивная персона, а вполне разумная и адекватная также велика.
Для полноты картины исследование предстоит еще повторить на большей выборке и в других странах. Однако, как показывает неумолимая статистика, пожалуй, это единственный стереотип насчет автомобилистов, который подтвердился экспериментально. Например, миф о том, что недальновидное и опасное поведение на дороге зависит от пола водителя и вовсе оказался зеркальным. Полицейские отчеты и данные страховых компаний по всему миру говорят о том, что количество ДТП по вине мужчин радикально превосходит в процентном соотношении инциденты в которых виноваты женщины.