Красный снег на антарктической станции пугает ученых.
Уже несколько недель украинская антарктическая станция «Академик Вернадский» окружена «кровавым» снегом. Ученый-биолог Андрей Зотов сделал фотографии этого необычного явления, и снимки были выложены на странице Министерства образования и науки Украины в Facebook.
«Интересную окраску снегу дают микроскопические снежные водоросли. Наши ученые определили их под микроскопом как хламидомонады Chlamydomonas nivalis.
Водоросли размножаются спорами, которые не боятся экстремальных температур и хранятся в снегу на протяжении всей длительной зимы. Когда погодные условия становятся благоприятными (а сейчас в Антарктиде как раз лето), споры начинают прорастать.
Поскольку, кроме зеленого пигмента – хлорофилла, их клетки содержат еще и красный каротиновый слой, на снегу возникают красные пятна как от малинового варенья. Кстати, этот слой защищает водоросли от ультрафиолетового излучения.
«Цветение» снега способствует изменению климата. Ведь окрашенный в красно-малиновый цвет снег отражает меньше солнечного света и быстрее тает. Как следствие, в нем образуется все больше ярких водорослей. С наступлением холодов хламидомонада готовится к зимнему покою и «цветение» снега прекращается», – говорится в сообщении Министерства образования и науки Украины.
Получается замкнутый круг: повышение температуры способствует таянию снега и размножению снежной хламидомонады, количество которой в свою очередь подстёгивает таяние снега, и так далее… А ведь совсем недавно в Антарктиде температура впервые за всю историю наблюдений превысила 20°C.
При контакте с воздухом водоросль начинает испускать едва уловимый аромат, который очень похож на арбузный, поэтому подобное явление часто называют «арбузным снегом». Чаще всего «арбузный снег» появляется в Гренландии и горах Сьерра-Невада в США. Его можно также встретить в Альпах, в Арктике, на Кавказе и на Северном Урале, пишет nat-geo.ru.
Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что цветение снежных водорослей может уменьшить количество света, отраженного от снега (также известного как альбедо), до 13 процентов в течение одного сезона таяния в Арктике. Это неизбежно увеличит скорость таяния снежного покрова.
А в 2017 году ученые-экологи подсчитали, что микробные сообщества, включающие C. nivalis, внесли вклад в более чем шестую часть таяния снега в местах их присутствия на ледяных полях Аляски.