Власти Узбекистана частично признали свою несостоятельность в борьбе против пропаганды ИГИЛ.
Об этом говорили узбекские спикеры на состоявшейся в Ташкенте международной конференция по изучению опыта Узбекистана в реабилитации и реинтеграции граждан страны, вернувшихся из Сирии и Ирака.
Как передает «АССА.медиа», ключевым на конференции стало выступление эксперта Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Бахтиёра Бабаджанова.
О чем говорил Бабаджанов?
Никто не мог предположить, что пропаганда идеологии ИГИЛ окажется настолько эффективной, сказал эксперт. «И что религиозная героизация тоже сыграет свою роль, едва ли не главную, в успехе этой идеологии. Сейчас месседжи этой идеологии часто внедряются контрабандой», отметил Бабаджанов.
Он объяснил частичный успех этой идеологии ИГИЛ не только умелой пропагандой мифического халифата, но и ошибками в работе госорганов.
Примерно 60% опрошенных Институтом репатрианток уехали в Сирию в 2016-2017 году, когда уже там шла война.
Возражения оппонентов и ответы Бабаджанова
Оппоненты узбекских экспертов утверждают, что основная причина отъезда – в социально-экономических проблемах. В таких как отсутствие социальных лифтов, некомфортные условия для реализации религиозных потребностей.
Бахтиер Бабаджанов признал доводы зарубежных коллег. Однако уточнил основную мотивацию женщин, которые потянулись на Ближний Восток. Позже основная часть репатрианток говорила, что отправилась в ИГИЛ вслед за мужем, отцом, братом или по призыву родственников. При этом Бабаджанов отметил, что большинство уехавших были из достаточно зажиточных семей.
«Нас обманули и бросили умирать. Это обычная фраза из практически всех интервью, которые мы провели с репатриантами»,- рассказал Бабаджанов.
По его словам, одна из опрошенных вспоминала, как в осажденном Мосуле боевики и их командиры бросили женщин и детей. Оставили умирать под бомбами и обстрелами. Они забрали из города только арабов. Остальных же бросили. При этом не оставили продуктов этим женщинам и детям. «Самое главное – они не дали выйти им из города, когда был предоставлен гуманитарный коридор», рассказал эксперт.
Также он добавил, что это событие обернулось для женщин полным разрушением прежних представлений о счастливом халифате.
«Это был колоссальный психологический шок. Женщины с сожалением говорили, что идеи о счастливом халифате оказались мифом. В этом халифате не было ислама, что Амир и элита халифата наживалась на войне. Насиловали их детей», — подчеркнул Бабаджанов.
Чтобы вернуть женщин и детей, в прошлом году власти Узбекистана организовали специальные авиарейсы. Планировалось вывести из зоны вооруженного конфликта 220 граждан страны, в основном женщин и детей.