Социальные сети все чаще становятся причиной различных расстройств пищевого поведения у молодых людей.
Люди едят мел и другие не предназначенные для пищи вещества, но есть и гораздо более распространенный тренд — помешательство на здоровом питании. Психологи называют патологическое пристрастие к «правильной» пище орторексией. Об этом пишет sport24.
Сара Мадеус, 23-летняя выпускница колледжа в Лондоне, была спортсменкой в старших классах школы. Позднее врачи диагностировали ей синдром поликистозных яичников, из-за чего ей пришлось принимать гормональные препараты и попрощаться с атлетичной фигурой.
Именно тогда девушка начала испытывать проблемы с приемом пищи.
«Я постоянно считала калории, приходила в уныние, если не могла потренироваться, — рассказывает свою историю Мадеус. — В первые годы учебы в колледже я просто помешалась на контроле всего вокруг».
Как и анорексия, орторексия характеризуется недоеданием, депрессией, чувством вины, паническими атаками и симптомами, характерными для обсессивно-компульсивного расстройства личности (перфекционизм, «ритуальное» повторение каких-либо действий, навязчивые мысли и т. п.).
Однако, как отмечает доктор Саманта ДеКаро из Renfrew Center в Филадельфии, орторексию диагностировать не так просто, как кажется.
«В современном мире орторексию сложно распознать, так как многие молодые люди помешаны на здоровом питании и тренировках. Это сложно обнаружить, потому что мы не всегда видим страх увеличения веса тела, который характерен для анорексии или булимии», — отмечает специалист.
Согласно последним исследованиям, от 1 до 7% населения могут страдать орторексией.
Певица Тейлор Свифт в документальном фильме о себе признавалась, что постоянно подсчитывала калории во время концертных туров и едва не теряла сознание на сцене. Позднее девушка призналась, что страдала от анорексии и одержимости «здоровой» едой.
ДеКаро отмечает, что симптомы орторексии очень различаются. Одни едят только натуральные продукты, другие избегают консервантов, сахара, жиров, соли или каких-то красителей. При орторексии диета становится все менее разнообразной, потому что список блюд уменьшается обратно пропорционально росту количества внутренних «нет» у человека.
Пропаганда ЗОЖ и здорового питания в социальных сетях, как считает доктор, играет большую роль в том, что орторексия из неизвестного никому еще 20 лет назад заболевания превратилась в одно из самых распространенных психических расстройств.
«Социальные сети становятся движущей силой, диктующей, что есть, с кем общаться и так далее, — говорит ДеКаро. — Этот фон создает идеальную среду для орторексии».
В настоящее время многие делятся своим мнением о «хорошей» или «плохой» пище в инстаграме, невольно формируя мнение своей аудитории о тех или иных блюдах. При этом топовые инстаблогеры зачастую делают это за спонсорское вознаграждение от компаний спортивного питания, БАДов или диетичекого питания. Но зачастую такое поведение в социальных сетях может создать у подписчиков впечатление, что если они будут есть то же самое, то будут выглядеть не хуже.
Мадеус призналась, что в период одержимости правильным питанием она часто сохраняла фотографии инстаблогеров для мотивации.
«Я постоянно смотрела на фотографии здоровой пищи с тегами #eatclean, #traindirty или #countingcalories, — вспоминает девушка. — почти в каждом посте я читала «вау, тут всего 300 калорий, супер диета, отличный состав» и принимала это за чистую монету, все глубже погружаясь в свои мысли».
Саре Мадеус удалось победить орторексию после того, как она оказалась в окружении сторонников интуитивного питания и бодипозитива.
«Мне стало легче, когда я начала принимать тело таким, какое оно есть, вместо того, чтобы читать о диетах и убиваться в зале».
Сейчас девушка занимается бегом и велоспортом и ведет свой блог об интуитивном питании.