Фейковые новости о «лекарствах» не уступают в опасности самому вирусу, пишут СМИ.
Наибольший репутационный риск, который Facebook и другие социальные сети ожидали в 2020 году, были фальшивыми новостями, связанными с президентскими выборами в США. Будь то иностранного или внутреннего происхождения, угроза дезинформации казалась знакомой, возможно, даже управляемой.
Новый коронавирус, однако, открыл совершенно другую проблему: опасные для жизни последствия предполагаемых лекарств, вводящие в заблуждение утверждения, рекламные объявления о продаже змеиного масла и теории заговора о вспышке пандемии.
На данный момент агентство AFP развенчало почти 200 слухов и мифов о коронавирусе, но эксперты говорят, что необходимы более активные действия со стороны технологических компаний, чтобы остановить дезинформацию и масштабы ее распространения в Интернете.
«Все еще существует разногласие между тем, что люди считают правдой, и тем, чем они хотят поделиться», — сказал прессе профессор Дэвид Рэнд, специалист по когнитивным наукам в Школе управления MIT Sloan, объясняя, как пользовательские предубеждения склоняют человека к определенному типу контента.
Частично причина в том, что алгоритмы социальных сетей ориентированы на человеческие привычки и интересы: акцент делается на привлекательность, а не на точность. Чтобы изменить это, от Facebook, Twitter и других подобных компаний, потребуются большие изменения.
По словам Рэнда, соавтора исследования дезинформации о COVID-19, опубликованного ранее в этом месяце, необходимо побуждать пользователей задумываться о точности контента, который они распространяют в социальных сетях.
Используя контролируемые тесты с более чем 1600 участниками, исследование показало, что ложные утверждения были распространены отчасти просто потому, что люди не думали о надежности контента и его источника. Во втором тесте, когда людям напомнили о важности правдивой информации, их уровень понимания более чем удвоился.
Такой подход, известный как «толчок к точности» со стороны социальных сетей, может ограничить распространение дезинформации, говорится в докладе.
«Именно такие вещи делают концепцию точности главным в сознании людей», — сказал Рэнд, отметив, что новостные ленты вместо этого заполняются собственным контентом пользователей и коммерческой рекламой.
«Вероятно, социальные сети обеспокоены тем, что предупреждения о точности ухудшают пользовательский опыт, потому что вы подвергаете пользователей контенту, который они не хотят видеть. Но я надеюсь, что, поговорив об этом больше, мы заставим их это принять», — добавил исследователь.
Несомненным является то, что дезинформация о новом коронавирусе является смертельно опасной. Хотя американские, французские и другие ученые работают над ускорением эффективного лечения нового вируса, ложные сообщения о нем появились во многих странах.
По сообщениям, в Иране поддельное лекарство содержащее метанол привело к 300 смертельным исходам и еще большему количеству больных.
Д-р Джейсон Макнайт, доцент кафедры первичной медицинской помощи и здравоохранения населения Техасского университета, сказал, что обмен ложной информацией влияет не только на непосредственный риск заражения самим вирусом.
«Я видел посты, относящиеся к «лекарствам», эффект которых не был доказан, посты с абсурдными методам предотвращения заражения и другую информацию вводящую в заблуждение», — сказал он.
Макнайт выделил два типа опасности, создаваемой неточной информацией о вирусе: «она может вызывать страх или панику» или «побуждать людей совершать опасные действия в надежде «вылечить или предотвратить болезнь».