Вопрос, что делать с гастарбайтерами во время эпидемии, обостряется в России с каждым днем. Миллионы трудовых мигрантов из Средней Азии остались без работы и средств к существованию. На родину вернуться не могут, потому как дипломатически предмет не решен, а жить уже не на что. Многие идут на кражу и разбой ради еды, пишут Новые Известия:
Количество совершаемых мигрантами преступлений увеличилось в условиях эпидемии и самоизоляции, признают в МВД. За январь-март иностранные граждане и лица без гражданства совершили в России 9,5 тыс. преступлений, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На долю граждан государств-участников СНГ приходится почти 8,5 тыс. преступлений: рост + 3,1%», — следует из статистических отчетов МВД о состоянии преступности.
Рост «встречных» преступлений, однако, втрое больше: за три месяца 2020 года россияне совершили против иностранных граждан и лиц без гражданства 3,9 тыс. преступлений, что на 5,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Хотели бы, но не могут покинуть Россию (даже в порядке депортации по суду) граждане Таджикистана, Узбекистана, границы не закрыла только Кыргызстан, но авиасообщения со страной нет, а сухопутным путем попасть в Кыргызстан можно только через Казахстан, но и тот закрыл границы для въезжающих.
МИД, безусловно, мог бы вернуть безработных гастарбайтеров на родину при минимальном давлении на лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Но на данном этапе дипломаты, по-видимому, не хотят подключать свой ресурс для влияния на Центральную Азию, внешняя политика с которой во многом строилась десятилетиями на предоставлении странам российского рынка труда.
Кроме того, лоббистских усилий основных работодателей зарубежных рабочих – столичных строителей и чиновников пока хватает, чтобы блокировать решения федеральных властей о высылке мигрантов. Они надеются, что в ближайшее время прерванные работы удастся восстановить.
По данным МВД, в России оказалось заперто более 2,5 млн трудовых мигрантов. Но министерство считает лишь официально трудоустроенных, и реальная численность вместе с гастарбайтерами-нелегалами может отличаться в разы. Эпидемия обнажила еще одну назревшую проблему в России: в стране нет единого ведомства, которое бы обеспечило механизм всестороннего контроля за всеми потоками въезжающих.
Массовый криминал в случае потери работы миллионами мигрантов станет серьезным вызовом для Росгвардии и МВД.
«Трудовые мигранты, мимо которых прошли меры поддержки населению, предложенные правительством, могут быть поставлены в условия, когда они будут вынуждены совершать преступления для удовлетворения базовых потребностей. Это может привести к межнациональным конфликтам. Уже сегодня в социальных сетях распространяется информация, что группы мигрантов дежурят возле крупных гипермаркетов и выискивают потенциальных жертв для ограбления. Считаю, мы будем иметь разгул преступности, мы будем иметь нападения, мы уже сейчас имеем людей, у которых уже закончились деньги. Что будет к 30 апреля — катастрофа?», — отмечает политолог Михаил Делягин. Высылать мигрантов из России не хотят, в первую очередь, недобросовестный бизнес и чиновничество, которые на них наживаются, добавляет он.
На парковке у гипермаркета «Ашан» двое мужчин азиатской внешности приблизились с отверткой к 29-летней жительнице Подмосковья и потребовали отдать им пакеты с продуктами, купленными на 8200 рублей, сообщает в середине апреля «Криминальная Россия».
Ранее в столице арестовали пятерых узбеков, которые напали на улице на отца с сыном и жестоко избили их, отобрав 2000 рублей. На допросах они сообщили, что они остались без работы и деньги им нужны были на пропитание и проживание.
Фиксируются случаи нападения мигрантов на таксистов с целью отъема денег.
«Я работал вторым поваром в ресторане, но когда начался карантин, ресторан закрылся, и нас всех уволили. Куда было пойти? Стройки не работают, а какие работают, там не устроился. Братья сказали, что в такси нет заказов и заработка, курьером — 1000 рублей в день! А хочется есть, надо оплачивать койку, дома семья 12 человек ждет денег! Я раскаиваюсь, прошу извинений и наказывать не очень сильно — я никого не убивал, просто показал нож» — так объяснился в полиции один из арестованных за грабеж житель Узбекистана.
В Москве в день — десятки случаев вымогательств со стороны мигрантов из СНГ. Только за предпасхальную пятницу — три случая отъема денег гастарбайтерами у ТЦ «Ашан» на Теплом стане и у Metro на Каширском шоссе, попытка вырвать золотые серьги из ушей и отобрать смартфон и пакет с продуктами в Ростове-на-Дону, кража сумки с едой в Самаре, попытки разбойных нападений в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке.
На прошлой неделе в Зеленограде толпа мигрантов гналась с кулаками за автомобилем по проезжей части. Видеозапись события попала в соцсети.
«Там стояла черная машина, а вокруг нее какая-то толпа. Все нерусские. Точно не кавказцы — то ли узбеки, то ли таджики», — прокомментировал инцидент один из автомобилистов, проезжавших мимо и не стал отрицать, что агрессия такого рода пугает. Приехавший наряд полиции уже никого не нашел, потому как толпа разбежалась.
Взрывной рост уличной преступности — уже через пару недель, уличные банды по всей стране через несколько месяцев – могут стать реальностью, если не принять меры, полагают эксперты. Администрация Президента начала серию консультаций с участием представителей МВД, спецслужб и Госдумы, чтобы просчитать возможные сценарии развития событий, сообщает телеграм-канал «Вахтер со Старой площади». С вероятными неблагоприятными прогнозами, собственно, и связывают узаконивание сейчас в срочном порядке через Госдуму расширенных полномочий силового блока.
Голос «русских патриотов», предприниматель Константин Малофеев призвал купить билеты до родины всем мигрантам, за исключением тех, финансовые гарантии по которым готовы напрямую нести работодатели.
50% строек в ближайшее время закроются, и работники окажутся на улицах. Зачем нам в условиях экономического кризиса трудовые мигранты? Для чего нам в таких условиях чужие 10 миллионов, которые занимают места наших? – сказал он, сославшись на прогноз Кудрина о 8 млн безработных на момент окончания самоизоляции.
Поддерживает его и лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Нужно прекратить завоз трудовых мигрантов в Россию. Из-за кризиса у нас может увеличиться количество безработных, и тогда свободные вакансии понадобятся нашим гражданам. Чтобы не обижать Среднюю Азию — им дадим заказы на производство бахчевых, фруктов и тому подобное, чтобы они дома оставались и дома же работали. Мы можем даже заранее частично оплатить эти заказы», — заявил он.
В АНО «Агентство стратегических инициатив» Правительства РФ, меж тем, предложили помочь мигрантам пособиями по безработице, чтобы снизить эпизоды участившихся грабежей и насилия. Руководитель Агентства Светлана Чупшева на прошлой неделе обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением приравнять на время эпидемии трудовых мигрантов к гражданам России и выплачивать им пособие по безработице.
Инициатива была раскритикована россиянами – людям кажется несправедливым поддерживать мигрантов при отсутствии ощутимой поддержки собственных граждан.
Все среднеазиатские диаспоры и их лидеры инициативу поддержали и продолжают говорить о том, что России следует оказывать помощь запертым в стране рабочим.
Президент Межрегионального узбекского землячества «Ватандош» Усман Баратов считает, что трудовые мигранты, потерявшие работу из-за эпидемии коронавируса и в то же время не имеющие возможности уехать на родину из-за закрытия границ, должны получать помощь от государства. «У некоторых нет денег, но за квартиру платить нужно, кушать нужно. Тогда давайте государственную помощь оказывать, создавать пакеты с сухпайком. Пусть МЧС ходит и по квартирам каждому пакеты раскидывает, чтобы люди с голоду не помирали, чтобы не было социального взрыва», — говорит он.
Вопрос с поддержкой должен решаться коллегиально правительством России и той страны, откуда приехал трудовой мигрант, считают в узбекской диаспоре.
Положительно оценило предложение приравнять в правах на получение пособий по безработице граждан СНГ и россиян и диаспора Таджикистана в РФ.
«Я думаю, давно пора вопрос решать, что все граждане, которые находятся в пространстве СНГ, должны быть полноправными гражданами России, потому что без России, я понимаю, сегодня сложно. Я к тому, что (нужно) приравнивать трудовых мигрантов, которые нуждаются в России в первую очередь, а, с другой стороны, сами граждане нуждаются в рабочих местах. Более 1 миллиона граждан (Таджикистана) в России, именно благодаря российскому государству, благодаря российскому обществу еще нас терпят они”, – сказал в интервью РИА Новости председатель общероссийского общественного движения «Таджикские Трудовые Мигранты» Каромат Шарипов.
«Естественно, мы поддерживаем (инициативу), конечно… Это была бы очень большая поддержка со стороны России», –отметил и президент общероссийской общественной организации «Кыргызский Конгресс» Кубанычбек Кожоев.
Единогласие диаспор, впрочем, нарастающее напряжение не облегчают. Лидеры узбекской, таджикской и киргизской диаспор реальных рычагов влияния на российскую власть в таких сложных вопросах не имеют. Кроме того, они постепенно теряют авторитет и в своей среде: доходы у подавляющего числа рабочих уже исчезли, а перспектив по разрешению ситуации не видно и не предлагается.
«Настроения в среде мигрантов крайне негативные. До 90% мигрантов готовы совершать преступления, если им понадобятся средства на еду. Большинство готовы покинуть Россию и вернуться в свои страны, чтоб переждать период безработицы и откровенно недовольны тем, что не могут этого сделать.
Высокий процент готовых идти на преступления объясняется, прежде всего, отсутствием возможности вернуться домой», — пишет телеграм-канал «Вахтер со Старой площади», ссылаясь на тезисы своего источника, знакомого с готовящимся докладом спецслжб.
Между тем, не только мигранты готовы стать преступниками от безысходности. В соцопросе проекта «Бюро» почти треть россиян заявили, что готовы пойти на криминал в случае обнуления своих сбережений.
На вопрос «На что готовы пойти в случае полного обнуления сбережений?» более 60% респондентов ответили, что смогут нарушить закон, в том числе — совершить тяжелые уголовные преступления ради обеспечения семьи. В опросе приняло участие 3,3 тыс. человек.