Ограничения на передвижение, отмена международных рейсов и другие меры по сдерживанию распространения коронавируса привели к тому, что жертвам торговли людьми некуда бежать и некого просить о помощи.
Торговцы «живым товаром» пользуются сложившейся ситуацией и нещадно эксплуатируют беззащитных людей. Об этом с тревогой сообщают из Управления ООН по наркотикам и преступности .
Торговля людьми происходит во всех странах и принимает самые разные формы. Жертвами торговцев и контрабандистов во всем мире становятся сотни тысяч людей. Их продают с целью сексуальной или трудовой эксплуатации, для вербовки в вооруженные ряды, участия в преступной деятельности или с целью извлечения жизненно важных органов для последующей продажи.
«Пандемия привела к ограничению передвижения людей, сокращению социальных и других общественных услуг. Правоохранительным органам приходится переколючаться на решение дополнительных задач. В этих условиях жертвы торговли людьми имеют еще меньше шансов сбежать и получить помощь», — сказала исполнительный директор УНП ООН Геда Фатхи Вали.
Поскольку сегодня страны закрыли свои границы, даже те, кто сумел вырваться из рук контрабандистов, не могут вернуться домой. В связи с карантином и другими ограничениями судебные разбирательства затягиваются, у пострадавших сокращаются возможности получить социальную поддержку и защиту, на которую они рассчитывают.
«Торговля людьми — это результат неспособности нашего общества и экономики защитить наиболее уязвимых людей», — считает эксперт Управления Ильяс Чатцис.
В Управлении ООН обеспокоены тем, что из-за пандемии все больше детей вынуждены выходить на улицы в поисках еды и денег, что также повышает риск их эксплуатации. Во многих странах были закрыты школы, в результате чего школьники лишились не только образования – для многих из них школа была единственным местом, где они могли получить питание и чувствовать себя в безопасности. На сегодняшний день без школьных обедов остались 370 миллионов учащихся.
Торговцы «живым товаром», пользуясь сложившейся ситуаций, еще более активно «охотятся» на людей, оказавшихся в отчаянном положении — например, тех, кто из-за коронавируса потерял работу. Некоторые страны перенаправляют ресурсы, предназначенные для борьбы с преступностью, на борьбу с COVID — 19. К тому же опять-таки из-за вируса приюты для жертв контарбандистов либо переполнены, либо вообще закрываются.
По мере распространения пандемии в Управлении ООН по наркотикам и преступности тщательно отслеживают ситуацию через свою сеть отделений на местах и с помощью партнеров по всему миру. ООН оказывает содействие службам, борющимся с торговлей людьми.
«В совместной борьбе с глобальной пандемией страны не должны закрывать приюты и горячие линии, они обязаны обеспечить жертвам торговли людьми возможность добиться правосудия и защитить уязвимых граждан от организованной преступности», — сказала глава Управления Вали.
Известно, что торговля людьми процветала во всех странах и до пандемии COVID-19. В государствах Восточной Европы и Южного Кавказа большинство случаев связано с сексуальной эксплуатацией. В Центральной Азии также распространена торговля людьми в целях принудительного труда. Страны региона по большей части являются поставщиками «живого товара», однако в последние годы Россия и Казахстан становятся также и странами назначения.
Большая часть жертв трафика в странах Восточной Европы и Центральной Азии – это взрослые люди. По сравнению с другими регионами, среди них относительно невелико количество несовершеннолетних. В числе жертв, как и везде в мире — больше женщин, чем мужчин. Исключение составляют Армения и Молдова. Согласно информации, поступившей из Беларуси, Украины и Молдовы, в этих странах 97 процентов всех выявленных жертв торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации — женщины. Что касается жертв принудительного труда в регионе, то 76 процентов пострадавших — мужчины.