В связи с заболеванием Каната Сагынбаева и ряда заключенных СИЗО-1, о которых стало известно сегодня, а также с одним подтвержденным случаем заражения сотрудника СИЗО-1 Бишкека коронавирусом, Социал-демократическая партия Кыргызстана выступила с заявлением.
Его текст приводим полностью.
«Несмотря на все несоответствующие действительности заявления пресс-службы ГСИН КР, заместитель министра здравоохранения Нурболот Усенбаев подтвердил информацию, что тест на коронавирус у одного из сотрудников СИЗО-1 показал положительный результат.
Напомним, что первыми о заражении коронавирусом в СИЗО-1 заявили правозащитники, а не государственные органы, которые в соответствии со статьей 6 Конституционного Закона КР «О чрезвычайном положении» должны руководствоваться принципами гласности.
Руководство СИЗО-1 предпочло скрыть случай заражения коронавирусом в следственном изоляторе, в следствие чего сегодня уже выявляются десятки людей, с которыми контактировал зараженный коронавирусом сотрудник следственного изолятора.
Нежелание руководства СИЗО-1 признать факт заражения еще 6 мая, в день, когда об этом впервые заявили правозащитные организации, дает нам полное право считать, что руководство ГСИН скрывало факт заражения и не приняло соответствующих мер для обеспечения безопасности подозреваемых.
Секретариат СДПК предполагает, что Сапар Исаков, возможно, был также заражен коронавирусом. Вызывает подозрения то, что Сапар Исаков был переведен в колонию в Петровке спустя всего лишь два дня пребывания в СИЗО-1 и сегодня, по странному стечению обстоятельств, ему запрещают видеться с адвокатами.
Зачем руководству ГСИН было необходимо спешно переводить Сапара Исакова в колонию в далеком селе, когда судебные разбирательства, в которых он участвует, должны проходить в столице?
Социал-демократическая партия Кыргызстана считает, что действия руководства ГСИН и СИЗО-1 носят планомерный характер и преследуют цель заразить коронавирусом наших однопартийцев и сторонников Алмазбека Атамбаева, проходящих в качестве обвиняемых по Кой-Ташским событиям.
Во-первых, дела по кой-ташским событиям так и не были приостановлены на период действия режима чрезвычайной ситуации.
Во-вторых, вопреки рекомендациям правительства КР о соблюдении правил социального дистанцирования, наши однопартийцы содержатся в камерах содержания во время противозаконных судебных разбирательств без средств защиты от коронавируса – масок, дезинфектантов, перчаток — по 40 человек в тесных помещениях здания суда.
Смертельному риску заразиться коронавирусом подвергнуты многие видные политические деятели и члены СДПК.
Выдающийся государственный деятель, экс-руководитель аппарата президента КР и член политического совета СДПК Фарид Ниязов, выступивший против установления в Кыргызстане семейно-кланового режима Жэнбековых, находится уже в преклонном возрасте и особенно уязвим перед коронавирусом.
В СИЗО-1 содержится и экс-депутат Жогорку Кенеша КР Мээрбек Мискенбаев, которой попал в следственный изолятор за то, что осмелился публично критиковать Асылбека Жээнбекова.
Бывший сотрудник государственной охраны Канат Сагынбаев противозаконно заключен в СИЗО-1 и преследуется только за то, что выполнял свои служебные обязанности во время противозаконного штурма резиденции экс-президента Алмазбека Атамбаева в Кой Таше 7-8 августа.
Экс-депутат Жогорку Кенеша и политический заключенный Равшан Жээнбеков, также пребывающий в СИЗО-1, был лишен руководством ГСИН даже права на переписку с близкими родственниками.
Также до сих пор не возвращены документы заместителю председателя СДПК Кундуз Жолдубаевой, которая в период действия режима чрезвычайной ситуации не имеет права без документов покидать место фактического проживания, но в то же время обязана присутствовать на судебных заседаниях, подвергая себя риску заражения.
Противозаконное проведение судебного заседания по кой-ташским событиям во время пандемии коронавируса, несмотря на имеющийся запрет Верховного суда КР, угрожает всему государству и всей общественности страны. В тесных комнатах здания суда правила социального дистанцирования во время противозаконных судебных разбирательств не соблюдают ни судьи, ни государственные обвинители, ни сотрудники ГСИН.
Находящиеся под домашним арестом депутаты Жогорку Кенеша КР заместитель председателя СДПК Ирина Карамушкина и исполняющая обязанности председателя СДПК Асель Кодуранова посещают судебные заседания, но они также обязаны участвовать в работе парламента: принимать участия в пленарных заседаниях, встречаться с высшими должностными лицами и представителями высшей исполнительной власти. С учетом того, что ГСИН скрыло факт заражения коронавирусом в СИЗО-1, руководство данной государственной службы поставило под риск заражения всё руководство страны.
Международный опыт показывает, что во время пандемии правительства идут на послабления из гуманных соображений, чтобы облегчить судьбу подозреваемых и заключенных, чья вина не доказана, но только в Кыргызстане власти используют режим чрезвычайного положения для сведения счётов со своими политическими оппонентами.
Социал-демократическая партия Кыргызстана требует:
- Освободить под домашний арест абсолютно всех политических заключенных, особенно тех, чья вина не доказана в суде.
- Допустить к Сапару Исакову адвокатов, а также предоставить общественности результаты тестов на коронавирус у Сапара Исакова.
- Привлечь к уголовной ответственности соответствующие лица СИЗО-1 и ГСИН, допустившие проникновение вируса в следственный изолятор, где содержатся политзаключенные.
- Запретить проводить судебные заседания в период действия пандемии, объявленной Всемирной организацией здравоохранения.
- Провести служебное расследование и наказать в соответствие с законом ответственные лица, допустившие проведение судебных разбирательств по кой-ташским событиям, несмотря на режим чрезвычайной ситуации.