Что стало бы с СССР, если бы Сталин сделал Китай советской республикой

Автор -
17991

Издание «Русская семерка» излагает версию о том, что бы случилось, если бы Китай вошел в состав СССР. Интересная версия, хотя существуют другие:

В декабре 1949 года китайский вождь Мао Цзэдун посетил с длительным визитом Москву. Он прибыл отмечать 70-летие Иосифа Сталина. Есть версия, что во время переговоров китайский лидер обратился к «отцу народов» с просьбой включить его страну в состав СССР. Как изменилась бы мировая история, если бы Сталин пошёл навстречу «Великому кормчему»? Об этом пишет «Русская семерка».

Предпосылки

Большевики давно рассматривали Китай как один из потенциальных очагов мировой революции. «Китайских кули» – «младшие братья» русского пролетариата – занимали важное место в довоенной советской пропаганде.

Можно вспомнить, например, написанный в 1927 году Владимиром Маяковским «Лучший стих», в котором поэт торжественно провозглашал перед аудиторией: «Товарищи! Рабочими и войсками Кантона взят Шанхай!» Китайские коммунисты действительно ориентировались на Советский Союз. В 1931-1934 годах на юге Поднебесной существовала Китайская Советская Республика. А в 1937-1947 годах центром влияния Компартии был Шэньси-Ганьсу-Нинсяский советский район в провинции Яньань. Поэтому идеологических разногласий между СССР и коммунистическим Китаем в 1950 году не существовало. У Сталина уже был опыт включения в состав Советского Союза новых республик: в 1940 году он присоединил сразу три прибалтийских государства, проведя в них выборы.

В случае с Китаем не требовалось даже размещения советских войск. В экономическом плане тоже мало что изменилось бы. Фактически в КНР в первые годы ее существования и так насаждались советские практики, а русские специалисты оказывали огромную безвозмездную помощь азиатским товарищам. Тем не менее «слияние гигантов» наверняка бы повлекло за собой и негативные последствия.

Внешнеполитические осложнения Появление на карте мира единого коммунистического государства с более чем миллиардным населением заставило бы страны Запада заговорить о «советской агрессии». В позднюю сталинскую эпоху холодная война и так грозила перерасти в «горячую». Крупное территориальное приобретение СССР если и не стало бы сигналом к немедленной ядерной бомбардировке, то значительно приблизило бы начало Третьей мировой войны.

Борьба за власть

Не отвечало намерение объединиться и интересам правящей элиты СССР. В Москве наиболее влиятельными были русская и украинская партийные группировки. Последняя с 1953 года даже доминировала (и Хрущёв, и Брежнев были выходцами из Украины), однако это не вызывало протеста у большинства населения, так как различий между главными славянскими народами было мало. При условии присоединения Китая после смерти Сталина первым претендентом на его «трон» стал бы молодой и амбициозный Мао Цзэдун. Сопротивляться этому русская Компартия вряд ли смогла бы.

История показывает, что одна часть страны не в состоянии силой удерживать контроль над другой, более многочисленной частью. В худшем случае события в СССР развивались бы по пакистанскому сценарию. В этой стране после Второй мировой войны урдуязычная элита Исламабада всячески стремилась не допустить к власти представителей более многочисленной Восточной Бенгалии. Внутренний конфликт перерос в войну и отделение Бангладеш в 1971 году. Случись нечто подобное между славянами и китайцами в Советском Союзе, вероятно, дело закончилось бы абсолютным доминированием Китая.

Новая нация? Даже если бы обошлось без столкновений, крупные города СССР, в первую очередь в Сибири и Казахстане, неминуемо стали бы центрами притяжения китайской молодёжи. Учитывая демографическую динамику второй половины XX века, произошла бы ассимиляции не китайцев русскими, а русских китайцами.

К каким последствиям это привело бы, сегодня можно увидеть, например, в Эньхэ-Русской национальной волости в Китайской Народной Республике.

Проживающие здесь русско-китайские метисы ходят на Пасху в православные храмы, по праздникам надевают кокошники и поют русские народные песни, но в жизни они говорят на китайском языке и выглядят как китайцы. Вероятно, все эти гипотетические угрозы Сталин хорошо осознавал. Поэтому он отказал Мао Цзэдуну под предлогом, что Китай нужен СССР в качестве союзника, но не союзной республики.

Послесловие

«Русская семерка» изложила достаточно интересную версию. Стоит только отметить, что в Китае до сих пор почитают Сталина. Коммунисты КНР очень жестко реагируют на попытки очернения памяти «Вождя народов».

„Преступные действия Хрущёва и его сподручных будут иметь долговременные последствия, они приведут к перерождению, а затем к разрушению СССР и КПСС…“ написал Мао Цзэдун после 20 съезда КПСС.