В Казахстане с 12 мая отменили действие чрезвычайного положения, введенного из-за пандемии коронавируса.
Однако 16 мая президент Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам чрезвычайного положения», расширяющие его полномочия.
Этот закон закрепил полномочия президента Казахстана во время чрезвычайного положения принимать акты, предусматривающие иной порядок регулирования социально-экономической сферы страны, чем в «мирной» жизни.
В частности, на основании актов президента во время ЧП могут устанавливаться особенности действия налогового, бюджетного, таможенного, банковского, трудового, антимонопольного законодательства, законодательства о здоровье народа и системе здравоохранения, государственных закупках, валютном регулировании, в сфере социальной защиты граждан, государственного имущества, по вопросам защиты конкуренции, государственного контроля и надзора, реализации международных обязательств страны.
Казалось бы, все логично, если бы не одно но. В свежепринятом законе есть норма, которая распространяет его действие на правоотношения, возникшие с 15 марта 2020 года. Иными словами, этим законом власть, по сути, закрыла свои прошлые законодательные грехи, сообщает Kz.media.
Вот что пишет по этому поводу телеграмм-канал «Записки Аксакала»:
«С принятием этого Закона, окончательно закончилось время «сильного Парламента», который с 2017 года пытался создать Елбасы, последовательно передавая властные полномочия от Президента Парламенту. Но меня не удивляет этот факт сам по себе: страна у нас авторитарная, депутаты люди подневольные и данной им властью воспользоваться не смогли — духа не хватало. Меня удивляет другое — появившаяся тенденция пренебрежения верховной властью и чиновниками, Конституцией и Законами страны.
Случай первый.
После введения 16 марта режима ЧП, АП разрабатывает, а Токаев подписывает Указ со скромным названием «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности», по которому, в нарушение Конституции и действующего на тот момент закона о ЧП, вся власть в стране переходит в руки Президента. Только постфактум, почти через два месяца действия незаконного Указа, Парламент легализовал эти действия Токаева, приняв Закон, передающий Президенту во время ЧП дополнительные полномочия. Как я уже писал, это был не умысел, а недоработка АП. Но как говорится — прокатило. Ни депутаты и члены НСОД, ни ФБ-юристы и адвокаты, ни общественные деятели и гражданские активисты — никто, ничего не сказал по этому поводу — все промолчали.
Случай второй.
Через месяц после принятия незаконного Указа, 15 апреля, проснулась Дарига Назарбаева и обратилась в Конституционный совет с запросом об официальном толковании п.3 ст.61 (был вопрос о принятии законов, в том числе бюджета, только Парламентом). На этот запрос, в соответствии с Конституцией, в течение месяца должен был быть дан ответ. Месяц прошёл, но похоже, Конституционный совет, опять же нарушив положения Конституции, пропустил срок ответа. Такое случилось впервые в истории.
Случай третий.
Президент в своём обращении 11 мая, по поводу отмены режима ЧП сказал: «Особый порядок государственных закупок, направленный на поддержку отечественных товаропроизводителей, продолжит свое действие до августа текущего года».
Это значит, что чиновники акиматов, госорганов и квазигосектора могут продолжать (как во время ЧП) тратить бюджетные деньги в обход Закона о госзакупках. Но для того, чтобы все это можно было делать законно, нужно изменить Закон о госзакупках, проведя изменения через Парламент. Этого сделано не было, однако чиновники, основываясь только на словах Токаева, а не на нормах Закона, продолжают закупать товары и услуги без применения процедур госзакупок, тем самым наплевав на нормы законодательства.
Я перечислил только самые вопиющие случаи пренебрежения законодательством в угоду «политической целесообразности». И это очень нехорошая тенденция».