Агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники рассказало о конфиденциальном докладе ООН о поставках оружия ливийскому полевому командиру Халифе Хафтару. Слив доклада совпал по времени с провалом операции фельдмаршала по захвату Триполи.
Дела полевого командира пошли «не очень» после того, как на помощь премьер-министру правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаизу Сараджу пришли турецкие войска. Высадившись в Ливии, они сумели спасти единственное законно признанное правительство страны. И стало понятно, что Сарадж в Триполи надолго.
В этот момент состоялся телефонный разговор президента Турции Реджепа Эрдогана и российского президента Владимира Путина. Такой разговор мог состояться только потому, что с формальной точки зрения Россия не участвует в ливийском конфликте. Хотя на стороне Хафтара были замечены российские наемники, это участие представлено в качестве сугубо частной инициативы — по контракту с с фельдмаршалом. Что касается логистики, которая, как известно, обеспечивает львиную долю успеха в любой войне, то ее Хафтару обеспечивают совсем другие государства.
Согласно расследованию, оружие в Ливию поставляет сеть авиакомпаний, зарегистрированных в ОАЭ, Казахстане и на Британских Виргинских островах. Эксперты ООН насчитали 37 рейсов в начале января текущего года, выполненных в нарушение оружейного эмбарго. Агентство, ссылаясь на два дипломатических источника, утверждает, что доклад был представлен в Совете безопасности ООН в этом месяце. Об этом пишет Kz.media.
О том, каким образом реализуется бизнес-схема участия Казахстана в этой войне на стороне мятежников, мы подробно рассказывали в нашем расследовании, опубликованном в октябре 2019 года — когда осада Триполи уже началась, перспективы Сараджа еще выглядели весьма блекло, но участие Турции на стороне ПНС уже обсуждалось.
«Каковы мотивы участия во всем этом Казахстана, можно только догадываться, учитывая, что никаких особых политических амбиций у страны в регионе нет. Наша версия — власти Казахстана просто не могли игнорировать просьбу северного соседа. В противном случае придется признать: раз Россия не обращалась к казахстанским властям с такой просьбой, кто-то в Акорде действует самостоятельно. По частной, так сказать, инициативе», пишет Kz.media.
Ранее Kz.media провело расследование по поставкам оружия из Казахстана «Ливийский военторг» (ниже полный текст статьи).
Инструментами поддержки российских интересов в Ливии стали казахстанская и украинская авиакомпании. Подробнее об этом — в нашем расследовании, подготовленном полностью на основе информации из открытых источников.
Для снабжения войск мятежного ливийского генерала Россия создала целую сеть корпораций и баз. В нее вошли Израиль, Египет и Арабские Эмираты. Но самую опасную функцию снабжения взяли на себя казахстанская и украинская фирмы.
Ставка на Хафтара
Выступая на последней сессии ООН, премьер-министр Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиз Сарадж обвинил правительства трех стран — Франции, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Египта во вмешательстве во внутренние дела Ливии.
Государством эту страну сейчас назвать трудно, тем не менее, ПНС считается единственным правительством Ливии, официально признанным ООН и международным сообществом. Но в стране есть и другие политические центры, которые претендуют на политическую монополию.
Главный конкурент Сараджа — Халифа Хафтар. Военный генерал, который когда-то был любимчиком Муаммара Каддафи, а потом стал его смертельным врагом и пытался свергнуть ливийского диктатора. Эти попытки провалились и Хафтар, спасая свою жизнь, в 1990 году уехал в США, где провел двадцать лет, выжидая удобный момент для возвращения на родину. Такая возможность представилась после начала гражданской войны, в которой генерал принял самое деятельное участие. Начиная с апреля 2019 года армия Хафтара пытается взять штурмом Триполи. Если ему это удастся, он станет новым диктатором.
Пока же официально признанный глава государства публично называет генерала военным преступником. А Франция, Египет и ОАЭ оказались в фокусе Сараджа из-за их поддержки Халифа Хафтара.
Странно, но Сарадж не упомянул в своей пламенной речи Россию — главного стратегического союзника Хафтара. Отношения генерала с Москвой начались еще в советские времена. Во второй половине 70-х годов прошлого века Хафтар окончил высшие офицерские курсы «Выстрел», а в 1983 году был слушателем курсов в Академии имени М. В. Фрунзе.
Генерал знает русский язык и общается с российским руководством в самых экзотических обстоятельствах (один из контактов, например, случился на борту российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», который во время своего средиземноморского похода оказался неподалеку от Ливии).
Sigma из Алматы
О результатах этих контактов стало известно в июле 2018 года, когда специализированное издание Africa Intelligence сообщило о том, что Хафтару удалось найти авиакомпанию, согласившуюся заниматься обеспечением логистической поддержки «Ливийской Национальной Армии» (ЛНА) — контролируемой генералом военной организации, которую, по логике властей Ливии, следует считать незаконными военным формированием.
«Логистическая поддержка» в данном случае — это регулярные поставки вооружения и снаряжения, без которых армия теряет боеспособность.
В статье называлась авиакомпания, согласившаяся на рискованные полеты -Sigma Airlines, зарегистрированная в Казахстане.
Штаб-квартира этой авиакомпании зарегистрирована на 2-м этаже дома номер 11 по улице Маркова в Алматы. Не самое подходящее место для размещения центра управления военной логистикой в стране, охваченной гражданской войной. Впрочем, на сайте авиакомпании приведен и другой адрес — в ОАЭ, стране, которую упоминал Сарадж в связи с вмешательством в ливийские дела.
Новость о том, что за нарушение эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию будет отвечать казахстанская авиакомпания, так и осталась достоянием узкого круга читателей бюллетеня Africa Intelligence. Но через несколько месяцев аудитория начала стремительно расширяться. Сначала в интернете появилась видеозапись о полете казахстанских ИЛов в Ливию, опубликованная представителями самого Хафтара. Правда на ней было крайне сложно определить бортовой номер ИЛа.
В мае 2019 года на YouTube-канале медиакомпании Paraparapu Media, зарегистрированной в Канаде, но специализирующейся на тамильских новостях, появилось видео посадки ИЛ-76 с хорошо видимым бортовым номером.
Одновременно к истории с казахстанскими ИЛами проявили интерес журналисты арабской службы новостей AL JAZEERA, которым удалось выявить основные звенья созданной логистической цепочки.
Журналисты зафиксировали полеты двух транспортников (ИЛ-76), стартовавших в Египте, Израиле и Иордании, а приземлявшихся на военных базах Хафтара.
Эти полеты скрывались. Как только самолеты входили в авиационное пространство Ливии, в них выключались транспондеры — приборы, передающие информацию о местонахождении самолета.
Обеспечением полетов занималась компания Reem Travel — совместное предприятие Казахстана и Эмиратов.
Таким образом, в «круге света» оказались две фирмы — Sigma Airlines и Reem Travel и один самолет — ИЛ-76 с бортовым номером UP-I7645.
Тайная империя президента Кенесбаева
Мы пошли дальше, и узнали много интересного.
Самолет с бортовым номером UP-I7645 начал полеты в феврале 1992 года в составе авиапредприятия, обслуживавшего Министерство общего машиностроения — гигантской структуры, координировавшей работу советского космического и ракетно-ядерного комплексов.
После ликвидации этого монстра лайнер оказался у авиакомпании Атран (Авиатранс), а затем, сменив еще несколько владельцев, в 2008 году оказался в собственности у авиакомпании Air Almaty.
Об этой компании известно очень немного. Создана она была в 2005 году, а ее президентом был Умирбек Жарменович Кенесбаев.
В публичной сфере Казахстана Умирбек Кенесбаев представлен в качестве руководителя Казахстанской ассоциации малой авиации (КАМА). Во всяком случае интервью он дает именно в качестве президента и вице-президента КАМА.
Адрес ассоциации (Алматы, ул. Розыбакиева, 105А, офис 20), совпадает с адресом компании AIR ALMATY ZK.
Корпоративный сайт фирмы http://www.airalmaty.kz/ не работает, но одна из его архивных версий предлагает посетителям воспользоваться услугами вертолетов, что соответствует профилю именно КАМА.
В своих интервью Умирбек Жарменович любит рассказывать о преимуществах малых форм и использовании мирного неба. Но его прошлое связано совсем с другими самолетами. Выпускник Ворошиловградского (Луганского) авиационного училища, штурман Кенесбаев летал на самолетах-ракетоносцах ТУ-22 Тихоокеанского и Черноморского флотов, а не Цеснах.
Современный бизнес-профиль компании военного штурмана в полной мере соответствует именно этой истории. Реальная AIR ALMATY — это компания, которая занимается транспортными большегрузными перевозками. За время своего существования через нее прошло 12 ИЛ-76 различных модификаций, 4 гражданских борта (по два Л-410 и Boeing 737) и всего лишь один вертолет- Ми-2 (данные сайта russianplanes.net).
Но ничего подобного в исторических версиях сайта авиакомпании вы, конечно, не найдете. На самом деле уже в конце 2000-х на его месте появляются сайты всевозможных туристических фирм, что, вероятнее всего, говорит о намерениях запутать следы владельцев фирмы.
Казахские близнецы
В настоящее время у компании остался лишь один самолет — ИЛ-76ТД с бортовым номером UP-I7601. Формально он продолжает полеты под флагом самой фирмы.
По дате выпуска и коммерческой истории эксплуатации этот самолет представляет собой «близнеца» борта UP-I7645, который попал под прицелы видеокамер в Ливии. Но UP-I7645 числится в базе данных, как проданный «не указанной в списке авиакомпании».
Что конкретно имели в виду создатели этой базы, нам точно неизвестно. Но после ливийской истории мы смело можем утверждать, что в роли этой фирмы выступила именно Sigma Airlines. Продали этот самолет в ноябре 2017 года, а «обнаружили» его в Ливии уже через несколько месяцев.
Тем более интересно, что поиск оставшегося в распоряжении AIR ALMATY ИЛ-76ТД с номером P-I7601 позволяет обнаружить его в ливрее… Sigma Airlines.
Итак, нам скорее всего удалось обнаружить второй самолет, который может летать в Ливию, но пока еще там не засветился и поэтому указывается в качестве борта AIR ALMATY. В этот момент сразу приходит мысль о том, что Sigma Airlines — просто аватар казахстанской компании, выбранный для ливийского проекта.
Действительно, АО «Air Almaty» было преобразовано в ТОО «Sigma Airlines» в марте 2018 года. По мнению журналистов казахстанского издания «Курсив», это было сделано для того, что компания могла не публиковать итоги своей коммерческой деятельности. И это правильно, но только отчасти. Владельцы Sigma Airlines, вступившие на тропу авиационных рейдеров, не хотели иметь какую-либо историю в принципе.
Руководит же Sigma Airlines все тот же бывший военный летчик Умирбек Кенесбаев, который в публичном пространстве продолжает рассказывать про преимущества малой авиации.
Ukrainian connection
Вся эта тень, наведенная на авиационный казахстанский плетень АО «Air Almaty», заставила нас более внимательно просмотреть весь список проданных этой авиакомпанией бортов.
В числе покупателей самолетов Air Almaty чаще всего встречается украинская авиакомпания ЗетАвиа. Она же упоминается на корпоративном сайте компании Reem Style Travel & Tourism LLC из Эмиратов, которая выполняет функции генерального агента по продажам (General Sales Agent (GSA) обеих фирм — казахстанской Sigma Airlines и украинской ZetAvia.
В настоящее время на балансе ЗетАвиа 7 бортов — все ИЛ-76ТД. У компании было два ИЛ-78, но оба были проданы и оказались в составе ВВС КНР, где сейчас продолжают свою службу.
ЗетАвиа была основана в апреле 2009 года, а ее представителем в Украине является некто Вячеслав Володимирович Стебловский.
Контрольный пакет компании (51%) принадлежит Владимиру Евтушенко — жителю Киева, и он же является гендиректором компании. Вторым крупным акционером компании является некто PULINCHERI VADAKKEVIDU SHRIKUMAR, которому принадлежит 39% акций компании. Остальные 10% принадлежат Владимиру Сиротинину — гражданину Беларуси.
Тем не менее, основателями и владельцами ЗетАвиа называют совершенно других людей — Игоря Павлушева и Олега Сергеева. Оба граждане России. Однако в России компания (сюрприз?!) не работает, а сервисное обслуживание своих ИЛов ЗетАвиа проводит на технических базах в Украине (Николаев) и за рубежом (Шарджа, ОАЭ; Акаба, Иордания).
Как утверждают авторы уже упомянутого ресурса, «все самолеты ЗетАвиа взяты в лизинг у эмиратской компании Technoline (F.Z.C), которая базируется в Шардже (ОАЭ) (Sharjah Airport Free Zone, Sharjah)».
Таким образом, связь с Россией украинских авиаторов обрывается на границе с Эмиратами — том самом месте, где еще в старые времена находили себе убежище морские пираты. Сейчас другие времена, но, вполне очевидно, что искать учредителей всех этих компаний, закольцованных на ОАЭ, бессмысленное занятие. Пиратский берег верен своим традициям.
Впрочем, достаточно взглянуть на корпоративные сайты всей тройки компаний (Reem Style Travel, Sigma Airlines и украинской ZetAvia), чтобы убедиться, что они сделаны примерно одними теми же лицами по одному и тому же заказу. Можно предположить, что мы имеем дело с одним бизнесом, созданным примерно в одно и то же время и для решения конкретных задач.
Политическая логистика Российской империи
Интересно заметить, что в одном пуле оказались компании, представляющие как союзника (Казахстан), так и противника (Украина) России, но не самой России, которая, собственно, и организовала операцию логистической поддержки Хафтара. В итоге ее имя даже не было упомянуто в грозных филиппиках Сараджа, произносимых с трибуны ООН.
Несмотря на всю организованную поддержку, войскам Хафтара так и не удалось взять Триполи, и теперь наблюдатели ожидают усиления.
Скорее всего, их ожидания сбудутся. За последнее десятилетие возможности российской военной логистики вышли совершенно на другой уровень. Прошли те времена, когда утлые авиасуденышки одинокого рейнджера Виктора Бута бороздили территории стран Азии и Африки. Им на смену пришел целый флот, совмещающий экстерриториальную локацию операциональных компаний с единым стратегическим центром.
Но есть одно общее обстоятельство. Как и во времена Бута, главным центром этой незримой «корпорации» остается бывшая столица Казахстана.