Социальные предприниматели спасут аилы Кыргызстана?

Автор -
338

В странах Центральной Азии началось смягчение режима противовирусных мер. Страны готовы начать поэтапное открытие для внутреннего, а затем и зарубежного туризма. Разрабатываются планы восстановления авиасообщения, что станет основанием для восстановления свободного перемещения трудовых мигрантов.

Но есть еще одна важная особенность полномасштабного восстановления общественной жизни и правильной стратегии выхода из кризиса. На что же стоит обратить внимание прямо сейчас? Здесь интересен феномен социального предпринимательства, пишет информационно-аналитический центр МГУ.

В Кыргызстане есть весьма успешные проекты на этом поприще. Социальные предприниматели, такие как работники созданного Светланой Баштовенко «Ресурсного центра для пожилых» (РЦП), возникшего в Балыкчи, озаботились тяжелейшим социальным положением стариков, оставшихся в малых городах и аилах в тот момент, когда молодежь кинулась в столицу и в дальнюю трудовую миграцию на заработки.

Немногочисленные попытки власти вывести эти поселения из кризиса результата, как правило, не дают. Сами жители, особенно сельские, инициативу не проявляют. Вне пределов столицы люди в массе своей частенько не понимают, почему они должны что-то делать. По их мнению, для этого есть власть, которая должна улучшать им жизнь. При том, что даже на самых депрессивных территориях достаточно ресурсов для развития, люди явно не торопятся использовать имеющиеся возможности.

Понятно, что в такой ситуации малые города и аилы не оживут, раздавай им хоть миллионы. Главное, что развития не получится, только выживание на деньги, пересылаемые домой мигрантами. Людям необходимо начинать мыслить по поводу своей ситуации и своих проблем, и необходимо выстраивать свою деятельность.

Шаг за шагом, сначала в своем городе, социальные предприниматели из РЦП дали поселениям импульс к самоорганизации и помогли запустить механизм развития, в котором старики оказались не брошенными, но наоборот, участниками общественной жизни в своих т.н. «Центрах дневного пребывания». Эти центры стали создаваться силами местных активистов, часто в заброшенных помещениях, иногда при минимальной поддержке доноров, и всегда при опоре на местную власть. Правда там, где власть думает не только о конвертации своих полномочий в деньги. Старики перестали чахнуть в самоизоляции, и приобрели благо социальной жизни. Но главное – представители старшего поколения, а потом и молодежь, стали вовлекаться в промыслы и деловые проекты, приносящие доходы. И опыт стал распространяться по всей стране.

Во многих из муниципалитетов Кыргызстана сегодня воссоздается система общественного самоуправления. Этот механизм начинает работать самостоятельно, без помощи стимулов извне. В результате поселения, которые были обречены на исчезновение, получили реальный шанс к выживанию через деятельность социальных предпринимателей.

В любом поселении есть люди, желающие сломать сложившийся порядок вещей. Как правило, это женщины средних лет, воспитывающие детей-подростков. Когда у людей появляются деньги, матери чуть ли не поголовно отправляют детей в Бишкек: учиться, работать, выйти замуж (жениться) – куда и как угодно, лишь бы подальше от гибнущих городов и аилов. Но деньги есть уже далеко не у всех. И многие матери понимают, что, если каким-то образом не изменить жизнь в городке или аиле, их детям придется деградировать вместе со всеми.

Беда в том, что мало кто из них представляет, как изменять жизнь. Вне столицы жители городов и аилов ходят по традиционной колее: хозяйство, уход за скотом, работа в поле и нерадивая власть, которая все никак не шлёт к ним хорошего начальника, чтобы наладил жизнь. Другого не дано, «так положено». Понятно, что для изменения ситуации необходимо выйти из «колеи». Заняться социальным предпринимательством, а затем – и социальным консалтингом, людей подвигло желание не смиряться с существующим положением вещей.

В культуре кыргызского и других народов страны есть реальный опыт самоорганизации и адаптации. Его только надо соединить с современными социальными и гуманитарными технологиями. Потому что вывести из нынешнего кризиса можно только путем самоорганизации населения, как считают социальные предприниматели. Проблема в том, что люди не только разучились думать и проявлять инициативу, но и перестали верить в свои силы. Им долго внушали, что все решит и сделает власть. Сейчас этот вредный общественный стереотип стал основным препятствием к самоорганизации людей.

В количественных показателях донорской помощи-для-развития, и правительственным чиновникам на встречах с донорами, необходимо выделять такое направление, как социальное предпринимательство. Именно здесь можно создать критическую массу людей для преобразования общества и изменить мышление и деятельность граждан, бизнеса, неприбыльного сектора и государства. Социальные предприниматели решают проблемы национального и местного значения, изменяя общество в лучшую сторону.

Социальное предпринимательство становится реальным механизмом решения проблем общества, и в Кыргызстане имеются примеры такой работы. Предпринимательство в социальной сфере, бизнес с социальной миссией или предпринимательская деятельность благотворительных и общественных организаций охватывают разные социально уязвимые слои населения.

Цели такого предпринимательства: от поддержки пожилых людей и социальная реабилитации, до трудотерапии и внедрения новых механизмов решения имеющихся социальных проблем, включая медицинское обслуживание и заботу об одиноких стариках. В то же время оно должно быть и доходным, иначе мы говорим о благотворительной или общественной деятельности. Следовательно, деятельность должна быть комплексной, и базироваться на поиске и выявлении общественных потребностей.

Так, в развитии центральноазиатских обществ имеется место социальным и гуманитарным технологиям, опирающимся на вековые особенности национальных культур, в виде заботы о стариках, о семье, о тёплом и человеческом общении в семье представителей 3-х и более поколений.