«Буржуи» и «шелудивые». Как Лукашенко прессингует своих конкурентов по выборам — СМИ

Автор -
521

11 июня силовики в масках пришли с обыском в  офис «Белгазпромбанка» в Минске. Того самого, которым до недавнего времени руководил Виктор Бабарико, ставший ныне политическим соперником действующего президента. Днем ранее Александр Лукашенко возмутился якобы принудительным сбором подписей за своих конкурентов в частных компаниях и дал указание «прошерстить этих пузатых буржуев». Об этом пишет naviny.by.

Экс-руководитель «Белгазпромбанка» пока не фигурирует в уголовном деле против его сотрудников по статье об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Но обыски в банке и некоторых других компаниях Бабарико расценил как давление на себя, предположил, что «действия сегодняшнего дня носят заказной политический характер».

По сведениям БелаПАН, сотрудников Госконтроля заметили сегодня и возле штаба Валерия Цепкало. Этот бывший дипломат и руководитель Парка высоких технологий, также неожиданно для широкой публики пошедший на президентские выборы, как и Бабарико, успел заслужить гнев главы государства.

Ну, а раскочегаривший улицу дерзкий блогер Сергей Тихановский уже за решеткой, ему предъявлено обвинение по уголовному делу. Выборы, которым прочили такую скуку, что мухи будут дохнуть, неожиданно стали драматичными. Запахло серьезными репрессиями.

Удары по крупным фигурам

Накат Лукашенко на «пузатых буржуев» симптоматичен. Прижатый авторитарной системой белорусский бизнес, по крайней мере та его часть, что не пригрета властью, наверняка хочет перемен: чтобы состоялись рыночные реформы, прекратился разгул привыкших кошмарить частника силовиков, честно заработал закон и т.д.

Так что многие предприниматели, пожалуй, и впрямь видят выразителей своих интересов и в Бабарико, и в Цепкало. Электоральная база обоих — это прежде всего образованная и деловая часть общества, средний класс. Сейчас и самим этим претендентам, и тем, кто их поддерживает, послан недвусмысленный сигнал: мало не покажется.

А вот Тихановский зацепил и разбудил другую публику. Это в основном люди попроще, прежде всего в провинции, страдающие от невозможности заработать нормальные деньги. Коронакризис вернул на родину многих гастарбайтеров, прежде всего из России, они тоже злы, раздражены.

Эти настроения — порох для уличной активности, от которой так колбасит высокое начальство. Так что заноза-Тихановский, которому официальный лидер, не называя по имени, приклеил ярлык «шелудивого», первым попал под раздачу.

Вдобавок развернулись репрессии против активистов инициативной группы жены блогера Светланы Тихановской. В итоге она, опасаясь новых провокаций, на три дня отменила пикеты по сбору подписей в Минске и областных городах.

Координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лабкович заявил, что это решение Тихановской является «логическим результатом жесткой кампании преследования и тотального разгрома в отношении всего избирательного штаба». По мнению Лабковича, то, что произошло за последние недели с членами инициативной группы Тихановской, «было целенаправленной спецоперацией по тотальному препятствованию ей и ее команде собирать подписи».

Таким образом, под прессом оказались все основные противники официального лидера на этих выборах, а также их команды. Обывателя же, который начал просыпаться, осознавать, что выборы — это, в общем-то, не ритуал, а механизм смены власти, без особого креатива пугают рукой Москвы, боевиками и кровавым Майданом. Короче, представителям широких масс тоже послан сигнал: сидите по норам и не высовывайтесь.

Эксперт: власти выбрали грубый и примитивный путь

Последние события показывают, что «Лукашенко взял курс на брутальные способы подавления всех оппонентов задолго не то что до дня голосования, но даже до регистрации кандидатов», отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.

По его словам, в начале избирательной кампании обозреватели «дискутировали, ожидали от властей каких-то хитрых ходов, тонкой игры, но все пошло по гораздо более примитивному и грубому пути».

Аналитик опасается, что основные альтернативные претенденты — Бабарико и Цепкало — станут, как и Тихановский, фигурантами уголовных дел или даже «могут оказаться за решеткой еще до выборов». Он горько иронизирует, что таким образом «может быть нарушена традиция: обычно в Беларуси кандидатов в президенты сажают после выборов».

месте с тем режиму сейчас важно нейтрализовать этих людей как политических оппонентов, отмечает собеседник Naviny.by«А после выборов в принципе все можно спустить на тормозах. По схеме дела «Белого легиона». В том числе и в отношении Тихановского. Политические заключенные Лукашенко как бы не очень нужны», — сказал Карбалевич.

Нежелательных зарубят на стадии регистрации кандидатов?

Между тем Бабарико 10 июня сообщил в социальных сетях, что за него собрано 285 тысяч подписей. В инициативной группе Цепкало еще 8 июня заявили, что собрали 119 тысяч подписей. Судя по очередям на пикетах, и Тихановская вполне может собрать больше ста тысяч (столько требуется по закону, чтобы кандидата зарегистрировали).

«Нет никаких формальных и неформальных причин для отказа в моей регистрации», — цитирует БелаПАН заявление Бабарико 11 июня в Минске на экстренной пресс-конференции в связи с обысками в «Белгазпромбанке» и других компаниях. «Если будет отказ — это продемонстрирует слабость власти», — считает экс-банкир.

Да, ранее всех конкурентов Лукашенко, реально собиравших более ста тысяч подписей, регистрировали. Глава Беларуси, привыкший рисовать себя сильным лидером, бесстрашным бойцом, как бы показывал, что никто ему не страшен.

Но нынешняя кампания выдалась для него особенно тяжелой, дискомфортной. «Подписная революция», когда люди по всей стране выстраивались в очереди, чтобы поставить автографы за альтернативных претендентов, показала массовую усталость от несменяемой власти и жажду перемен в широких слоях общества. Так что действующему президенту, уже заявившему во всеуслышание, что страну противникам он не отдаст, не до галантности и церемоний, не до имиджевых штучек.

Из прозвучавшего на совещании у главы государства 10 июня Карбалевич делает вывод, что власти «хотят найти способ не регистрировать основных конкурентов на основании того, что подписи за их выдвижение были получены с нарушением закона».

Это было то самое совещание, на котором Лукашенко заявил, что в частных кампаниях якобы «увольняют людей, тех, кто не отдал подпись за альтернативных так называемых кандидатов».

Если же главные соперники действующего президента будут выбиты из числа претендентов, то «дальше уже будет малоинтересно, кого там зарегистрируют, кого не зарегистрируют», говорит Карбалевич. По его словам, «после нерегистрации Бабарико и Цепкало выборы де-факто закончатся».

Архитектору системы не до изящества

Да уж, не зарегистрировать кандидатом человека, набравшего, скажем, 400 тысяч подписей (а для команды Бабарико это вполне реальный рубеж) будет совсем неизящно.

Поэтому, возможно, наверху пока держат в уме и более хитрый вариант: зарегистрировать и Бабарико, и Цепкало (они будут разрывать один и тот же электорат), и плюс еще трех-четырех персонажей, даже если те не наберут реально по сто тысяч подписей.

Политические карлики, которые в эти дни сильно оживились, предчувствуя счастливый билет, в случае регистрации тоже растащат часть голосов недовольной публики. Агитационная кампания превратится в бедлам, дезориентирующий избирателя. В итоге всем конкурентам и псевдоконкурентам официального лидера напишут по несколько процентов. Финита ля комедия.

Однако такой сценарий все же выглядит, пожалуй, как в старом анекдоте, слишком сложным для нашего цирка. Ход событий показывает, что Лукашенко сделал ставку на грубый, но стопроцентно надежный инструментарий. Серьезных оппонентов решено просто давить и выбивать из обоймы.