Чем выше поднимаются рейтинги и антирейтинги Чон казата, тем больше людей интересует вопрос: не являются ли эти энергичные ребята «Проектом» власти? Об этом говорится в статье Нурдина Дйшенбекова, опубликованной на сайте издания «Общественный рейтинг»:
Считаю, что в сложившейся ситуации это уже не главное. Потому что вне зависимости от того, кто дал или не дал им своё благословение, они стали «Продуктом» государственного управления и общественно-политической эволюции в их нынешнем варианте.
Парадокс ситуации в том, что Жапыкеев/Мамытканов/Хасанов сами не были готовы к той ажиотажной реакции, которую вызвали их действия. Это заметно по их поведению. У них прямо сейчас должно быть лёгкое (или нелёгкое) головокружение от внезапной высоты.
Почему я считаю, что они не были готовы? Потому что никто, даже они или их кураторы (если таковые были), не мог ожидать, что в обществе так много «пороха». Поэтому совсем не удивлюсь, если теперь те, кто рассматривал Чон казат как петарду, вдруг осознали, что он на глазах превращается в бикфордов шнур (фитиль от динамитной шашки). Так что если на движение, как уже успели заявить все три его лидера, начнётся «наезд», то в этом не будет ничего нелогичного.
Это похоже на ситуацию, когда, устраивая небольшой костёрчик, кто-то вдруг понимает, что развёл огонь прямо посреди огромного стога пересохшего сена. Паника активизирует инстинкты и заставляет судорожно сбивать пламя первым подвернувшимся под руку инструментом (вилы, лопата, грабли). А огонь, вместо того чтобы погаснуть, начинает разлетаться искрами по всем углам сеновала. До тех пор, пока пожар не становится неизбежным…
Чего могут бояться те, кто мог бы принять решение о привлечении Чон казата к уголовной ответственности? Не только того, что армия их поклонников будет расти. Но также и того, что теперь к ним начнёт стекаться компромат на политическую элиту страны. Потому что управление большими олигархическими хозяйствами неизбежно порождает неизвестные, но интересные широкой публике документы (купчие, госакты, контракты и пр.), свидетелей (например, «исполнителей», «оформителей», «ликвидаторов», «регистраторов» и т.д.).
Ну что, уже страшно? Страшно. Потому что количество недовольных ситуацией в стране, своей жизнью, отсутствием перспектив, бюрократией, социальным и политическим неравенством и многими другими привычными вещами, как оказалось, зашкаливает. Рейтинги чонказатовской кухни, вместо того чтобы упереться в потолок, продолжают расти. И уже непонятно, остановится ли эта лава где-то на подступах к «Белому дому», или после нескольких олигархических усадеб зальёт этажи власти…
Полагаю, что прямо сейчас команда лиц, принимающих политическое решение о судьбе Чон казата, стоит перед дилеммой. Применить огнетушитель либо дать костру шанс угаснуть самостоятельно. Второй вариант предпочтительнее, но где гарантии, что порыв ветра не раздует пламя до полноценного пожара?
В прошлый раз команда президента чудом не довела страну до грандиозного конфликта. Тогда разрядка наступила после фатальной ошибки сторонников Атамбаева. Мир спасли ребята из спецназа, которые заплатили за промахи политиков своим здоровьем, а один из них даже жизнью. Казалось бы, можно усвоить урок. Но…
Первое же серьёзное испытание в форме пандемии, чрезвычайного положения, карантина привело к очередной серии невынужденных ошибок. Опять начались какие-то глупости и дикости. Видеозаписи с извинениями безобидных граждан-одиночек. Инициатива о проведении референдума по выбору формы правления. Игры в партстроительство и партразрушительство.
Сокрушительный провал инвестиционного проекта в Ат-Башы. Упрямое сохранение в должностях крайне непопулярных руководителей правительства и парламента. Избирательное применение уголовного законодательства. Алогичная кадровая политика. Запутанные объяснения относительно схемы использования внешней помощи. Проект закона, направленный на обесточивание неправительственных организаций. Всенародная ненависть к политической элите страны…
Из этой гремучей смеси точно должно было что-нибудь вырасти. Вырос Чон казат со своей кухней. Нежданный, но при этом вполне себе закономерный итог всей этой административно-политической бессмыслицы.