Как сообщают английские СМИ, Апелляционный суд Лондона поставил точку в деле претензий «Британского национального агентства по преступности» (NCA) к имуществу Дариги Назарбаевой и Нурали Алиева, признав их законным приобретением. Это решение будет иметь далеко идущие последствия, так как такого случая еще не было в истории правосудия туманного Альбиона. Об этом пишет «Эхо Казахстана».
Напомним, что общая стоимость особняка по адресу 32 Denewood Road на севере Лондона в районе Хайгейт, двух квартир в районе Челси и особняка на Bishops Avenue составляет 80 миллионов фунтов или 98 миллионов долларов.
Именно они и оказались в поле зрения NCA, когда в марте их арестовали по приказу о приобретении данных объектов на доходы, происхождение которых неизвестно или вызывает сомнение. Следователи в своих действиях также опирались на новый закон о скрупулёзном анализе законности покупки недвижимости и активов иностранными олигархами (UWO).
Основной причиной ареста особняков и квартир старшей дочери и внука Елбасы послужил запрос криминального агентства, расследующего дело об отмывании средств, добытых преступным путем через оффшорные компании, принадлежащие покойному ныне Рахату Алиеву. По мнению британских копов объекты недвижимости могли быть приобретены именно на эти средства бывшего супруга Дариги Назарбаевой. В ответ она и ее сын подали апелляцию в британский суд, оспаривая действия NCA.
Однако 8 апреля лондонский суд, приняв во внимание апелляционную жалобу Дариги Назарбаевой и Нурали Алиева снял арест с их недвижимости, посчитав, что NCA не предоставило полноценных доводов и фактов при осуществлении своих действий. Естественно, что оскорбившиеся следователи «Британского национального агентства по преступности» решили оспаривать данный вердикт дальше, но как видим, потерпели сокрушительное поражение. Помимо имиджевых потерь NCA вынуждено будет выплатить родственникам Елбасы еще 500 тысяч фунтов судебных издержек.
Это решение уже вызвало много дискуссий в британской прессе, так как дает возможность олигархам из стран третьего мира и арабским шейхам таким же образом оспаривать действия спецслужб, борющихся против отмывания незаконно приобретенных финансовых средств. Ведь британское право является прецедентным и дает пример другим выстраивать свою защиту в деле отстаивания собственных активов и объектов недвижимости в Англии.
А вообще эта история сама по себе очень странная, так как каким-то чудесным образом британское правосудие за очень короткое время отвергает все доказательства антикоррупционного ведомства и объявляет дорогостоящие объекты старшей дочери и внука первого президента Казахстана вполне законными. Дело в том, что подобные судебные тяжбы по аналогичным делам в Англии тянутся годами, а следователи, как правило, всегда выходят победителями.
Все это дает основания предполагать, что на самом верху состоялись успешные неформальные переговоры руководства Великобритании и Казахстана, приведшие к данному скоротечному вердикту. Не исключено, что само разбирательство стало одним из аргументов в пользу отставки Дариги Нурсултановны с поста спикера сената, так как к раскрутке дела подключились такие лица как бывший премьер Акежан Кажегельдин и экс-аким Атырауской области Бергей Рыскалиев, получившие политическое убежище в Англии.
Не зря они и западные спецслужбы так уцепились за финансовую деятельность покойного супруга Дариги Нурсултановны, что стало сейчас реальным действенным инструментом шантажа всей правящей семьи в целом. В этом же ключе надо рассматривать и дело молдавского олигарха Стати, когда по решению шведского арбитража и судов в Люксембурге и Бельгии в этом году были арестованы казахстанские активы в Европейском Союзе на сумму более 6 миллиардов долларов.
Кстати, неожиданно решением 17 июня и Апелляционный суд шведского города Свеаланда вынес решение по делу Анатола Стати и его сына Габриэля Стати в пользу Нацбанка и Минюста Казахстана. Хотя это не отменяет прежнего вердикта арбитражного суда и американских судов, а, соответственно, не ведет к разблокировке счетов и снятию ареста с государственных активов в западных странах. Это можно назвать игрой в кошки мышки, когда хищник лишь на время ослабевает хватку и освобождает жертву, дав ей почувствовать временное облегчение, чтобы потом вновь вцепиться когтями и клыками.
Ведущий специалист Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов в свою очередь считает, что решение английского суда является негативным знаком, так как на самом деле это означает усиление влияния Запада на руководство Казахстана, что уже приводит к изменению внешнеполитической риторики и к охлаждению отношения к интеграционным инициативам Кремля.
«В действительности мы видим дальнейшее усиление политического и финансового лобби Лондона на принимаемые решения в Нур-Султане, что выражается как в перестановках в высших эшелонах власти, когда Дарига Назарбаева потеряла своё кресло, так и в известном заявлении Касым-Жомарта Токаева 19 мая на заседании глав государств ЕАЭС о неприятии стратегического плана интеграции, предложенного Москвой. Как говорится, за всё надо платить, в том числе и за позитивные решения суда об освобождении арестованного имущества и активов», — считает эксперт.
То, что на политику семьи Назарбаевых могут влиять высокопоставленные члены британской королевской семьи, косвенно подтверждал и покойный Рахат Алиев. Он отмечал, что представители нынешней династии Виндзоров получили привилегированные акции в корпорации «Казахмыс», «Тенгиз Шевройл» и в других квазинациональных компаниях Казахстана, что открыло двери для правящей казахстанской элиты в Европу и внешний мир. Данные тесные связи могли в свою очередь оказывать воздействие и на внешнюю и внутреннюю политику страны, а также на геополитические предпочтения руководящего слоя.
«Надо понимать, что сама история с расследованием, а затем и судом, была лишь многоходовой игрой США и Великобритании для оказания нужного давления на Акорду с целью сохранения прежней благоприятной атмосферы для западных и транснациональных добывающих корпораций, и ослабления всех попыток дальнейшего развития Евразийского Союза. Это и есть на деле проявление «мягкой силы» Запада, который периодически грозит высокопоставленным чиновникам отъёмом их капиталов за рубежом для получения нужного результата», — подытожил У. Бабагулов.