Выборы-2020 в Таджикистане: Или Рахмон, или его сын, никаких сюрпризов?

Автор -
2346

С приближением даты президентских выборов в Таджикистане глава государства Эмомали Рахмон начинает поездку по регионам. Эксперты отмечают отсутствие в стране предвыборной обстановки и полагают, что выборы могут пройти по разным сценариям, но иметь предсказуемый конец. Об этом пишет Озоди.

Меньше полгода остается до избрания главы государства в Таджикистане, который избирается каждые семь лет. Выборы на назначены на ноябрь месяц.

Тем не менее, общая политическая обстановка в стране мало чем напоминает приближающуюся предвыборную гонку за кресло номер один. Исключение составляют лишь визиты главы государства в регионы, которые как и в прошлом начинались за несколько месяцев до объявления предвыборной кампании.

В настоящее время Эмомали Рахмон пребывает с визитом в Согдийскую область. До этого, в конце мая, он успел посетить Хатлонскую область. На повестки дня также стоит вопрос посещения ГБАО.

Несмотря на участившиеся дискуссии о передаче власти в Таджикистане за последние несколько лет, наиболее активной фигурой перед выборами остается действующий глава государства. Большинство собеседников Радио Озоди считают, что основным претендентом на выборах будет именно Эмомали Рахмон, однако не исключают, что в дальнейшем могут быть разные сценарии передачи власти в республике.

“Выборы без сюрпризов”

Независимый эксперт Абдумалик Кодиров отмечает, что предстоящие выборы несмотря на то, кто будет главным фаворитом, пройдут без политической конкуренции, а значит каких-либо изменений ожидать не стоит.

“Существуют два варианта: Либо Рахмон выдвигается еще на один срок; либо выдвигает своего сына а сам остается на посту “Лидера нации”, давая ему возможность набраться опыта. Как в первом, так и во втором варианте конкуренцию будут составлять так называемые «карманные» оппоненты, которые в реальности будут агитировать за Рахмона или его сына, в зависимости от того, какой вариант выберет сам Рахмон», — отмечает Кодиров. По его словам, из-за запрета на деятельность ПИВТ и отсутствия финансовых возможностей у СДПТ, реальных оппозиционных кандидатов на выборах не будет, другие же партии «несмотря на участие, будут вести работу под контролем спецслужб».

Еще в конце мая председатель СДПТ Рахматилло Зойиров предложил внести 16 поправок в законодательство о выборах президента страны. Предложения были направлены на повышение прозрачности избирательного процесса и предоставление возможности участия мигрантам. Однако официального ответа властей на обращение так и не последовало.

Пассивные оппоненты и борьба в интернете

Деморкатическая партия, Аграрная партия, Социалистическая партия, Партия экономических реформ и Коммунистическая партия до сих пор официально не высказывались относительно президентских выборов, а их активность минимизировалась с завершением парламентских выборов. Что впрочем объясняется их провластной позицией.

Жестким критиком власти в просторах интернета остается запрещенная в Таджикистане ПИВТ. За последние несколько месяцев эта организация подвергает систематической критике решения правительства Таджикистана в борьбе с коронавирусом COVID-19 и регулярно делает публикации, где обвиняет родственников Эмомали Рахмона в преступлениях. Государственные СМИ Таджикистана, в свою очередь, продолжают выпускать материалы с обвинениями в попытках дестабилизации в адрес исламской оппозиции.

А 27 июня в День национального единства к кампании присоединился сам президент Эмомали Рахмон, который обвинил ПИВТ в разжигании гражданской войны в республике и фактически исключил ее роль в достижении мирного соглашения, которые положил конец гражданской войны.

Транзит после выборов

Таджикский журналист Раджаб Мирзо в своей опубликованной колонке предполагает, что возможно кризис, связанный с коронавирусом отложил планы по передачи власти Рустаму Эмомали. «Может сбудется иной прогноз, согласно которому Эмомали Рахмон выиграет на предстоящих выборах и после праздновании 30 – летия Независимости уйдет в отставку, а обязанности главы государства перейдут к Рустаму Эмомали, который через три месяца будет избран на внеочередных выборах?», — задается вопросом обозреватель.

С апреля 2020 года Рустами Эмомали возглавляет верхнюю палату парламента (Маджлиси милли) и является, согласно Конституции, вторым человеком в иерархии власти.

Политолог из Душанбе на анонимных условиях отметил Радио Озоди, что вопрос сиюминутной передачи власти мог быть отложен из-за отсутствия одобрения со стороны главных партнеров Душанбе, который в экономическом и военном плане является зависимым от них. «Есть общее стратегическое направление относительно преемника и вопрос передачи власти является лишь вопросом времени. Мне кажется, торопиться не будут, пока не настанет наиболее благоприятный момент, чтобы передать власть», — отметил наш собеседник.

Однако эксперты близкие к властным кругам отмечают, что вопрос претендента уже решен, но пока имеет конфиденциальный характер. «Были предложены разные варианты со стороны экспертов, и уже принято решение, но мы пока не можем это решение разглашать», — говорит экс-замдиректора ЦСИ при президенте Таджикистана Сайфулло Сафаров.

Сохранить статус-кво

Шокирджон Хакимов доктор юридических наук и заместитель председателя СПДТ отмечает, что действующий президент, вероятнее всего, будет баллотироваться, поскольку воспринимается внешними игроками в качестве безальтернативного.

«Принято считать, что только действующий президент может продолжить пророссийскую политику и сохранить преемственность государства. Однако в Таджикистане достаточно много потенциальных кандидатов, которые в случае проведения прозрачных выборов и соблюдения законодательства, при нейтральной позиции силовых структур и правоохранительных органов, могли бы заменить президента, соблюдая при этом принцип преемственности государства и корректировав вопросы с вязанные с кризимос управлением», — отмечает Хакимов.

Недовольства на фоне выборов

За последние месяцы, с начало возникновения коронавируса в Таджикистане, в адрес власти прозвучало достаточно много критики со стороны отдельных лиц внутри страны. Властей обвиняли в сокрытии вируса, проведении масштабного праздника, несмотря на угрозу, сокрытии статистики летальных исходов, присвоении международной помощи и.т.д.

Проведение президентских выборов в Таджикистане также совпало с кризисом коронавируса в мире и сокращением денежных переводов от таджикских мигрантов.

Однако собеседники Радио Озоди едины во мнении, что социально-экономические сложности, даже если и повлияют на массовые настроения, вряд ли окажут воздействия на результаты президентских выборов.

Начиная с 1994 года в четырех прошедших президентских гонках неизменно побеждал действующий президент страны Эмомали Рахмон.

Ни одни выборы в Таджикистане с момента обретения независимости, не признавались со стороны западных институтов в качестве свободных и демократических.

Поделитесь новостью