Что известно о второй волне коронавируса и чем она опасна

Автор -
1791

Рост числа зараженных коронавирусом в ряде стран, которые уже начали смягчать карантинные меры, вызвал разговоры о наступлении «второй волны» инфекции. Справедливы ли опасения и будет ли эта волна такой же сильной и смертоносной, как сто лет назад во время пандемии испанки? Об этом пишет Forbes.

В США наблюдается рекордный прирост числа зараженных коронавирусом — в последние трое суток в стране выявлялось более чем по 50 000 новых случаев ежедневно. При этом еще в начале июня в Америке фиксировали примерно по 14 000 новых зараженных, следует из данных Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC). Тогда многие штаты начали выходить из карантина, отменять ограничительные меры и вновь запускать экономику. Сейчас такие штаты, как Калифорния, Техас, Флорида, Аризона и Джорджия стали новыми эпицентрами заболевания — губернаторы там постепенно возвращают запреты — закрывают рестораны и кафе, парки и другие общественные места.

Схожая ситуация в Израиле: после снижения числа заболевших до минимума и выхода из карантина в стране начался новый рост числа заболевших. 2 июля в стране было зафиксировано 1013 новых случаев — наибольший прирост за день с начала эпидемии. Это вынудило правительство вернуть часть ограничений и приостановить работу бизнеса. То же самое происходит в Южной Корее, Иране, Молдавии и ряде других стран, которые выходили из карантина. ВОЗ фиксирует рекордные глобальные значения суточного прироста новых случаев. Все это дает повод говорить о рисках «второй волны» коронавируса. Насколько такие риски реальны?

Что такое вторая волна?

Второй волной пандемии можно считать возобновление устойчивого роста числа заболевших день ото дня после спада. Число зараженных растет, потом снова снижается, и каждый такой цикл можно назвать «волной» вируса. Единого научного определения пандемии не существует, и понятие «волна» трактуют произвольно, заявил Би-би-си специалист по математическому моделированию инфекционных заболеваний Уорикского университета в Англии Майк Тилдесли. По его словам, ученые не всегда считают взлеты и падения числа заболевших волнами. Иногда это просто неровности одной, первой волны — именно такая ситуация сейчас в США, говорит Тилдесли.

Большая часть представлений о «второй волне» пандемии связана с опытом испанского гриппа 1918-1920 годов, пишут специалисты Центра доказательной медицины Оксфордского университета Том Джефферсон и Карл Хенеган. Тогда заболевание действительно проявилось в трех разных фазах, причем самой смертоносной оказалась именно вторая, указывают CDC. Испанкой по всему миру заразились около 500 млн человек (примерно треть населения планеты на тот момент), погибли, по разным оценкам, от 20 до 50 млн человек. При этом исследование нескольких различных эпидемий за последние десятилетия, которое провели Джефферсон и Хенеган, существенных «волн» не выявило.

Есть соблазн предполагать, что коронавирус поведет себя так же, как испанка, но пока нет оснований делать вывод, что коронавирус так же зависит от сезонности, как грипп, отмечает эксперт вирусологии Кентского университета Джереми Россман в колонке для Всемирного экономического форума. «Можно называть рост числа заболевших как продолжением первой волны, так и второй волной, которая накладывается на первую — допустимо и так, и так», — говорит Reuters эпидемиолог Школы здравоохранения Колумбийского университета Джессика Джастман.

Что может спровоцировать вторую волну?

«Вирус никуда не уходит и не возвращается. Он по-прежнему здесь. Он поднимается в одних местах и снижается в других», — пояснил Reuters исследователь Центра по охране здоровья Джонса Хопкинса Эрик Тонер. Инфекция не исчезла полностью даже в странах, где число новых случаев упало до нуля: локальные вспышки случаются и там, что подтверждает пример Китая и Новой Зеландии.

К возобновлению роста числа заболевших может привести слишком значительная и преждевременная отмена карантинных мер. Разобщение людей и самоизоляция нанесли ущерб экономике, бизнесу, рабочим местам и благосостоянию людей, поэтому понятно стремление правительств отменить поскорее меры, а людей — выйти из самоизоляции. Но возобновление контактов людей и использования общественного транспорта вновь повышают шансы вируса на распространение.
Вторая волна вполне может произойти, «если все мы слишком быстро расслабимся в ближайшие недели», предупредил «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. «Нельзя быть уверенным, что вторая волна эпидемии будет менее опасной, раз уже есть люди, имеющие антитела к новой инфекции. Мы знаем, что распространение вируса прекращается только тогда, когда как минимум 70% населения имеют антитела к нему. В настоящее время этот показатель составляет, по разным оценкам, не более 10-30%», — отметил Центр. Он привел в пример Японию и Данию, где число заболевших начало расти, среди прочего, после открытия школ и тату-салонов.
Проблема не будет разрастаться, если власти будут быстро выявлять кластеры заражений и вводить карантин на местном уровне, отметил эпидемиолог Адам Кучарски из Лондонской школы гигиены и тропической медицины в разговоре с Би-би-си. Если ограничения ослабить слишком сильно, а реагировать на вспышки медленно, вторая волна может начаться в конце августа-начале сентября. «Весна нам, несомненно, помогла. Но вторая волна практически неизбежна, особенно учитывая, что впереди холодные месяцы», — говорит Би-би-си вирусолог, профессор Ноттингемского университета Джонатан Болл.

Чем опасна вторая волна?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупредила, что коронавирус входит в «новую и опасную фазу». Вирус все еще распространяется, он все еще такой же смертоносный, а люди — уязвимы, отмечал гендиректор ВОЗ Тедрос Гебрейесус в середине июня.

Точных сведений о том, насколько устойчив иммунитет к коронавирусу и все ли переболевшие его получают, пока нет. Кроме того, на сегодня зафиксировано 11 млн случаев болезни — число переболевших пока слишком мало относительно мирового населения, чтобы говорить о коллективном иммунитете.

Вторая волна может наступить одновременно с сезонным обострением вируса гриппа осенью, из-за чего система здравоохранения может оказаться перегруженной, заявила CNBC доцент медицины Университета Эмори Мэрибет Секстон. Одновременно с этим вторую волну может быть сложнее контролировать, потому что люди устали от социального дистанцирования, говорит профессор эпидемиологии Школы здравоохранения Гарварда Марк Липститч.

Что может помочь справиться со второй волной быстрее, чем с первой?

Хотя именно вторая волна «испанки» была самой смертоносной, с коронавирусом ситуация может быть другой. Во-первых, правительства изучили разные подходы к борьбе с вирусом и принимаемым мерам. Большинство стран пошли по пути Китая и ввели в той или иной мере карантин. Но такие страны, как Швеция и Белоруссия, существенно ограничивать жизнь своих граждан не стали. Теперь власти могут изучить оба подхода и взять лучшие черты от обоих. Например, Израиль, несмотря на рекордный прирост, пока не стал вновь вводить карантин по всей стране.

Во-вторых, система здравоохранения теперь лучше подготовлена к кризису, чем в начале пандемии. С одной стороны, созданы резервные мощности для лечения больных с коронавирусом. Например, в Москве были переквалифицированы городские больницы, создавались резервные госпитали — на ВДНХ и в «Крокусе». Часть больниц из-за снижения госпитализаций переквалифицировали обратно, но резервные госпитали пока сохраняют.

С другой стороны, врачи получили опыт лечения коронавируса. Появляются лекарства от COVID-19: пока что самое многообещающее — американский препарат ремдесивир. Но ВОЗ сообщила, что проводит клинические испытания еще нескольких препаратов и ожидает результатов в ближайшие недели. Вакцина от коронавируса тоже активно разрабатывается.В-третьих, отработана система ухода страны в локдаун — при необходимости, его можно будет ввести снова.

В-третьих, отработана система ухода страны в локдаун — при необходимости, его можно будет ввести снова.

Поделиться