“Если население не перестанет бесконтрольно применять “тяжелые” антибиотики, то многие из этих препаратов перестанут работать. Вот тогда и пойдут тяжелые бактериальные пневмонии, от которых спасти, возможно, и не удастся”, – считает президент ОФ “Казахстанское общество по изучению диабета”, главный врач Центра диабета МК “ААА” кандидат медицинских наук Жанай АКАНОВ. Об этом ученый заявил в интервью caravan.kz.
О ковидном диабете
Аканов отметил, что COVID-19 является инфекцией васкулитного характера, вызывающей иммунопатологическое воспаление системного характера сосудистого русла практически всех органов.
«Поэтому мы и начали говорить о том, что есть так называемый ковидный диабет, который поражает поджелудочную железу, происходит мелкий тромбоз ее сосудов, из-за которого гибнут клетки, производящие инсулин.
Что еще можно сказать за три месяца относительного спокойствия и “пожара” июня – июля?
Впервые в клинической картине начали выявлять сахарный диабет у пациентов с КВИ, которые раньше не имели нарушений углеводного обмена.
Второй усугубляющий фактор – сам диабет является заболеванием с микро- и макрососудистыми осложнениями. Он повреждает эндотелий кровеносных сосудов, а если добавить к этому вирус, который бьет по тем же самым сосудам, создавая тромбозы, то, естественно, диабет становится одним из самых тяжелых сопутствующих заболеваний. Конечно, существуют экспериментальные исследования, говорящие о том, что коронавирус напрямую уничтожает бета-клетки, но это еще нужно доказать, чем и занимаются наши партнеры из Японии и стран ЮВА», рассказал ученый.
О различных штаммах коронавируса
«Сейчас говорят только о двух штаммах – азиатском и европейском. Трудно сказать, который из них наиболее тяжелый, это зависит и от популяции, и от организации превентивных мер, и от степени готовности стационаров по оказанию медицинской помощи. У нас COVID-19 выявил проблемы в организации превентивных мер. За те месяцы, что мы жили в режиме ЧП и карантина, можно и нужно было готовиться к самому тяжелому сценарию. В первую очередь – подготовка койко-мест и разворачивание госпиталей, имеющих большое количество коек в реанимациях, запасы кислорода, пути его доставки и потребления. К сожалению, этого во многих местах сделано не было.
Еще одна большая системная ошибка – население получало очень мало объективной информации. В тот момент, когда официальная медицина знала о тяжести КВИ и бурно обсуждала это на интернет-форумах, оно в условиях ЧП видело лишь несколько тяжелых случаев, поэтому большинство не верило в объективную реальность.
На этом этапе, на мой взгляд, нужно было с самого начала очень четко доносить до населения, что легкая и среднетяжелая степень заболевания будут выявляться массово, поэтому эти люди должны лечиться дома, но антибиотики и антикоагулянты не предназначены для домашнего лечения.
Но мы ведь все сильны задним умом. После первого карантина провизорным и карантинным клиникам вернули даже их профили. Я сам лично начал верить, что нам повезло… И тут грянул гром! Лекарственное и кислородное мародерство, резкий подъем смертности, зафиксированный любителями сетевого хайпа. Всё это привело к двухнедельному коллапсу: задыхающаяся от наплыва больных скорая помощь, отсутствие коек в стационарах, нехватка мест в отделениях реанимации и интенсивной терапии, низкая обеспеченность кислородом, паника, озлобленность по отношению к врачам. Хотя именно медики приняли первый удар на себя: соцсети сегодня пестрят некрологами в их адрес. Причиной их смерти стали огромная вирусная нагрузка и тяжелейшие стрессы», рассказал Жаканов.
“Подбородочники” остаются в зоне риска
– Есть ли вина самого населения в массовых заражениях?
– Сразу же отпущенные вожжи карантина расслабили людей. Многие из погибших стали жертвами массовых мероприятий. Их последователи – “подбородочники” – скорее всего, тоже не верят в реальность происходящего.
А тут еще “экспертные” рекомендации в соцсетях – имбирь, чеснок, водка, бараний жир, соль розового озера… Не имеющие доказательной базы, а иногда и откровенно опасные, они легли в основу народных методов лечения КВИ.
Что обидно, в процесс этих “рекомендаций” вмешались и коллеги, начавшие назначать схемы, основанные на собственном опыте (зачастую без понимания субстрата КВИ), что и послужило, на мой взгляд, началом безумной антибиотикотерапии.
И это в то время, как МЗ РК предлагало уже 10-ю версию лечения коронавируса, основанную на международном опыте. Она почти полностью идентична опыту россиян, приехавших к нам на помощь. Эта версия была в открытом доступе! Но население, наглотавшись рекомендаций из социальных сетей, смело всё, что имелось в аптеках, в огромных количествах, про запас, как тушенку и туалетную бумагу. Аптечная сеть, заработав на этом немалые суммы, вытащила из кармана народа сбережения, оставленные на черный день. Про маски (особенно с начала эпидемии) – вообще отдельный разговор, требующий тщательного расследования.
Сейчас ситуация немного изменилась. С потерей родных и близких до молодежи, наконец, стало доходить, что они могли заразить своих пожилых родственников. Старшее поколение своим примером безалаберности способствовало тому, что население не восприняло всерьез коронавирусную инфекцию. Ведь на все “тусовки” (тои и поминки) чаще ходит поколение 60+. Поэтому оно, будем смотреть правде в глаза, и погибает в основном. Вообще же, население можно и нужно пожалеть – вирус жесток, и все это похоже на избиение младенцев, до конца не понявших всей серьезности и опасности ситуации.
– Сейчас население активно пропивает витамины D, С и рыбий жир, пытаясь поднять ими свой иммунитет.
– Витамин D на самом деле – один из лучших витаминов. Его субстраты, которые содержатся в молочной и другой продукциях, без ультрафиолетового излучения работать не будут. Но в солнечном Казахстане, слава богу, очень хорошо и с первым, и со вторым. Поэтому добавлять извне витамины, на мой взгляд, не стоит. А вообще точки над «i» должны расставлять признанные авторитеты из мира науки либо представители минздрава. Там есть такие комитеты и такие группы, но их не слышат. Или не хотят слышать? Что касается минздрава, то вследствие происходящих сейчас событий, поданных с негативным освещением, население перестало верить ему вообще. Что недопустимо и глупо. А СМИ и блогеры – “правдолюбцы и революционеры” (хоть кто-нибудь из них пошел санитаром в тяжелое отделение или морг?), которые показывают умирающих людей, кладбища с сотнями свежевырытых могил, полностью уничтожают последние остатки авторитета этого ведомства.
Три мифа
– Есть три мифа, которые меня, как врача, убивают полностью.
Первый – в Казахстане началась вторая волна коронавируса. У нас идет пик первой волны. Мы ее оттянули режимом ЧП и всё равно умудрились пропустить. Российские специалисты, приехавшие к нам на подмогу, подтверждают это.
Второй – преувеличение роли антибиотиков. Их бесконтрольное, без явных показаний, применение приведет к тому, что месяца через 3–4, когда пойдут тяжелые бактериальные осенние инфекции, возникнет резистентность, и такие препараты, как азитромицин и левофлоксацин перестанут быть актуальными для бактерий. Вот тогда и пойдут настоящие, тяжелые бактериальные пневмонии, от которых спасти будет трудно.
Третий миф – циничное выражение: “Все должны переболеть, потери будут, но это жизнь”. Получается, мы должны потерять уязвимую часть общества (пациенты с онкологией, диабетом, хронической сердечной недостаточностью, возрастные пациенты), лишь бы продолжать жить, как и прежде? Неужели простые методы профилактики заражения стоят здоровья или жизни наших родных и близких?