Обвиняемые по делу о событиях в Кой-Таше 7-8 августа выступили с заявлением. Они считают, что открытый суд по этому делу «пролил бы свет на преступные провокации Белого дома, ГКНБ и МВД», пишет «Апрель».
Его текст приводим полностью:
«7-8 августа исполняется год, как провокации со стороны президента Сооронбая Жээнбекова достигли цели и создали условия для кровавой расправы над политическими оппонентами. Но чтобы избежать более чем вероятного привлечения нынешних хозяев Белого дома к уголовной ответственности за провоцирование и организацию массовых беспорядков в селе Кой-Таш, власть уничтожает улики, фальсифицирует показания. А сам судебный процесс по кой-ташским событиям власть проводит в закрытом режиме. Боятся, что правда станет известна широкой общественности.
Расстреляв 7 августа 2019 года силами спецназа ГКНБ безоружных граждан, которые находились на территории дома экс-президента, власть спровоцировала массовое скопление рассерженных незаконными действиями земляков Алмазбека Атамбаева. Но ГКНБ продолжил провоцировать людей на жесткие ответные действия. И вместо того, чтобы после провала своей боевой операции (как это принято в практике спецназа во всем мире) дать приказ спецназу «Альфа» покинуть объект, глава ГКНБ Орозбек Опумбаев заставил бойцов оставаться в доме Алмазбека Атамбаева и отстреливаться, в том числе боевым огнестрельным оружием. То есть власть бросила бойцов в опасности ради того, чтобы и дальше провоцировать и без того возмущенных земляков экс-президента на ответные силовые действия.
Глава ГКНБ оставил спецназ «Альфа» на растерзание толпы, а спасли их бойцов никто иной, как сторонники Алмазбек Атамбаева. Организовали медицинскую помощь, сбор и укрытие в безопасном месте утерянного оружия и боеприпасов. Учитывая крайне возмущенное состояние собравшихся несколько тысяч людей, вывести из дома в ту ночь, удалось только раненных спецназовцев. К сожалению, один из отправленных в больницу скончался во время проведения медицинской операции.
Утром 8 августа, когда напряжение спало, появилась возможность вывезти оставшихся 6 спецназовцев и собранного оружия и боеприпасов. Однако, руководство ГКНБ намеренно не стала этого делать. Несмотря на обращения депутата Жогорку Кенеша Асель Кодурановой и начальника охраны экс-президента Каната Сагымбаева. Когда стало понятно, что глава ГКНБ цинично и бездушно оставляет и 6 бойцов спецназа и собранное оружие в качестве мотива для объявления их заложниками, сторонники Алмазбека Атамбаева сами организовали вывоз 6 бойцов спецназа «Альфа». Впоследствии и оружие с боеприпасами были также в целости и сохранности переданы заместителю министра внутренних дел Курсану Асанову.
Всему вышеуказанному есть неопровержимые доказательства, однако Белый дом добился проведения следствия с неприкрытым обвинительным уклоном. Пытки обвиняемых, давление на свидетелей, угрозы и подкуп, фальсификация доказательств, подтасовка фактов – все это активно применялось во время следствия.
Судебный процесс совершенно необоснованно засекречен. Ход процесса лично контролирует Асылбек Жээнбеков через своего «куда (свата) в лице прокурора Бишкека Темирбека Бекмаматова, совершенно необъяснимым образом, оказавшимся руководителем группы гособвинения в суде.
Однако уже то, как Белый дом боится правды, как главы ГКНБ и МВД осознают свои мрачные перспективы, прибавляет уверенности в том, что рано или поздно их привлекут к ответственности. Нет сомнений и в том, что они с «потрохами» сдадут тех, кто давал им незаконные указания. Богатый опыт политического вероломства показывает – самыми первыми предают своих бывших начальников самые угодливые подхалимы из числа высокопоставленных чиновников и генералов.
Но это все будет уже при новой, при другой власти. Когда открытый суд по событиям в Кой-Таше прольет свет на преступления и провокации нынешних хозяев Белого дома, ГКНБ и МВД.
Объективное и беспристрастное расследование нарушений нынешнего режима потребуется не для того, чтобы подвергать в будущем Сооронбая Жээнбекова таким же унижениям и оскорблениям, какие он учинил своему предшественнику. Сведения счетов ради мести ни к чему хорошему не приведут. Во всех этих разборках выигрывают лишь угодливые генералы и такие же прокуроры. Так было и после свержения Аскара Акаева, и после бегства Курманбека Бакиева, при Временном правительстве. Так получилось и после мирного ухода Алмазбека Атамбаева. Но после ухода Сооронбая Жээнбекова должно быть по-другому. Нарушения его режима необходимо расследовать с участием гражданского общества объективно и беспристрастно.
Пришло время создавать в Кыргызстане новую культуру взаимоотношений между властью и оппозицией. Между действующей и ушедшей властью. Между государством и СМИ, гражданским обществом. Власть имущие с самого начала должны понимать не на словах, а на деле, что за допущенные нарушения придется отвечать. Что ни награда за добрые дела, ни горькая чаша ответственности за нарушения не минует никого из них».
Фарид Ниязов, Равшан Джеенбеков, Мээрбек Мискенбаев, Канат Сагымбаев, Асель Кодуранова, Ирина Карамушкина, Кундуз Жолдубаева, Фархат Баабиев, Рыспек Карыпбек уулу, Канат Осмоналиев.