Казахстанская партия власти проводит так называемые праймериз. Лидер «Нур Отана» экс-президент Нурсултан Назарбаев считает, что выборы внутри партии — путь к «политической реформе». Критики «Нур Отана» с большим сомнением смотрят на этот процесс. В том, что происходит пытается разобраться exclusive.kz. Ниже полный текст публикации:
Любят у нас власти мудреные заграничные слова, часто сами не понимая их истинное значение, а если и понимают, то в действительности они далеко не отражают настоящий их смысл.
Нередко бывает, что эти понятия вызывают у народонаселения улыбки различной ширины. Так получается и с праймеризом в исполнении «Нур-Отана», в который стали, как по команде, включаться некоторые «лидеры мнений». Оправдано ли это и что из всего этого может выйти? Давайте, разберемся,
О чем речь?
О праймеризе или внутрипартийном отборе впервые упомянул сам Нурсултан Абишевич на слете «нуротановцев» еще в доковидные времена. Тогда, в конце ноября прошлого года, он заявил, что надо готовиться к выборам и выдвинуть лучших из лучших из своих рядов, при этом подчеркнув, что необходимо гендерное и возрастное равенства, продвигать женщин и молодежь (в идеале – молодых женщин). Это выступление было воспринято политологами все уровней (как виртуальными, так и штатными) в качестве открытого намека на очередные внеочередные выборы. А что касается продвижения новых лиц, то уже во время карантина парламентарии по-быстрому прогнали через себя поправки в конституционный закон о выборах, согласно которым в партийных списках установлена квота для молодых людей и прекрасной половины человечества (в данном случае – нур-человечества).
Более четко понятие «праймериз» прозвучало на апрельской встрече председателя Назарбаева с зампредом Байбеком, и с тех пор сама эта тема превратилась в мем. Однако в последнее время она зазвучала с новой силой и в нее стали включаться так называемые «лидеры мнений» с различным уровнем популярности в Сети. Одни вступили в Клуб любителей «Нур-Отана», другие стали приветствовать праймериз, доказывая всем (и себе в том числе), что это положительный симптом демократии, а третьи и вовсе решили поучаствовать в праймериз, почему-то считая, что это является залогом победы нур-партии на выборах. Отличительной чертой всех их является то, что они о своем намерении участвовать во внутрипартийном отборе заявляют громко и почти одними и теми же словами – мол, я решил, надо попробовать, это лучше, чем сидеть, сложа руки и тому подобное. Ко всему этому не хватало только «мен ояндым».
Однако, пока не было замечено откровений с их стороны про то, что «Нур-Отан» (как образ казахстанского режима со всеми его характеристиками) и праймериз (подчеркнуто демократический отбор кандидатов в кандидаты) вещи малосовместимые. Весной мы уже приводили примеры настоящего праймериза, отмечая, что в ряде случаев он не интересует большинство населения тех или иных стран, а исключением является лишь выборы главы государства. Если же речь идет о партийных списках, то электорат в основном интересует партийная идеология и программа действий, а не личности и лидеры мнений. Впрочем, у нас электорат соответствующий, да и сам «Нур-Отан» может принять «изменения и дополнения» в свои программу и устав. Но всех опять терзают смутные сомнения, что это как-то изменит ситуацию. Хотя бы потому, что практически все, кто ассоциируются с действующей властью (министры, акимы и приравненные к ним лица) являются «нуротаонвцами». Впрочем, это их личный выбор, который у нас относительно свободный.
Для чего все это?
С пропагандистской точки зрения идеологи АП и политруки в других органах власти делают все правильно. Чисто внутрипартийный отбор распространяется и на другие части общества, сознательно и подсознательно поднимая имидж «Нур-Отана», заставляя говорить о нем даже оппонентов партии власти. Среди более инертной части находящегося в полудреме электората, который привык только поглощать поступающую информацию, не подвергая ее критическому осмыслению, тоже закрепится где-то в подкорке осознание, что она самоулучшилась. Правда, это будет лишь оправданием привычке голосовать за нур-партию и (или) внутренне согласиться с результатом, озвученным Центризбиркомом.
Наверное, мы не откроем большого секрета, сказав, что весь этот праймериз – это декорации, иллюзии для создания впечатления обновления партии и объяснения ее триумфального выигрыша в предстоящем электоральном сезоне. К слову, этим действием партийные бонзы косвенно подтверждают, что «НО» до сегодняшнего дня, мягко говоря, не пользовался популярностью, его лидеры вовсе не котируются среди населения и, вообще, все нужно переделывать. Однако, все выстроено по образу перестройки второй половины 80-х, но без гласности и открытия «железного занавеса» – мол, партия сама захотела обновиться.
Также есть подозрения, что через внутрипартийный отбор режим надеется на улучшение отношения народонаселения к выборному процессу в целом. Надежда эта основывается на том, что люди проникнутся доверием к этому и пойдут голосовать сердцем, а не по привычке. Правда, это может иметь побочный эффект – проявление гражданской и электоральной активности может выйти боком для нынешней власти, так как при всем их желании показаться другими, они, на самом деле, остаются прежними. Кстати, тот самый Клуб любителей (Лига сторонников) заявил о намерении следить за ходом праймериза, а на сайте «Нур-Отана» даже появилась инструкция для наблюдателей за этим действом. И это не шутка, даже учитывая тот момент, что о важности этого мероприятия с серьезным видом говорят те, кто признавал легитимность всех предыдущих выборов в Казахстане.
Предвыборье
Действительно, тему праймериза в «Нур-Отане» обсмеяли почти со всех сторон, но, похоже, сами партийные бонзы относятся к этому делу весьма серьезно. Небольшой показательный момент – в начале прошлой недели председатель Назарбаев выступил с «обращением к соотечественникам», и оно касалось не скоропостижной кончины его любимого внука, а именно партийных дел. Многие по-разному восприняли этот поступок Нурсултана Абишевича – кто-то осудил, кто-то назвал его бессердечным, на самом деле это является не только желанием отвлечься от постигшего горя, но и показателем срочности проведения предвыборных мероприятий. Война войной, а праймериз по расписанию, как говорится.
Пока точно не ясно, какое именно там у них расписание, но, судя по всему, более откладывать очередные внеочередные выборы они не намерены. Как мы отмечали ранее, они могут «внезапно» произойти уже до конца года. Появилась информация о дате «10 января», но она может быть неким выбросом – чтобы оппозиция не успела подготовиться к битве за электорат. Хотя, как показывает практика, она у нас никогда не готова. Впрочем, это будет выгодно с точки зрения новогодней суматохи.
А как же другие потенциальные участники этой битвы? У «Акжола», по всей видимости, сохранится или может даже увеличится квота в мажилисе и появятся новые депутаты маслихатов. Сейчас особой активности у них не наблюдается, но стоит ждать этого с началом нового политического сезона. А вот у КНПК, с учетом настроений в обществе, шансы несколько уменьшились – многие не только не хотят видеть их в парламенте, но и, вообще, желали бы им повторить путь КПСС. Вот только Кремль может обидеться на это.
Существует вероятность пробуждения партии «Аул», в которой могут произойти менее видимые, но более значительные структурные и качественные изменения. Но пока трудно сказать, когда и как именно они будут завоевывать электоральные голоса и симпатии Администрации президента. Что касается пока незарегистрированных партий, то их судьба сейчас труднопредсказуема. Властям нужно учитывать белорусские уроки и собственный прошлогодний опыт – постараться не допустить до выборов тех, кто может взбудоражить общественное мнение и проявить себя в образе настоящих перемен, а не того, что лепится сейчас через праймериз «Нур-Отана».
Отдельно следует сказать про ОСДП. Сейчас партия пытается продвинуть своих членов в составы территориальных и участковых избирательных комиссий. Кроме этого, есть основания полагать, что она открыто обратиться к обществу с призывом идти на выборы от ее имени. В частности, это касается формирования партийных списков для «штурма» маслихатов. Конечно, определенное недоверие с социал-демократам существует, особенно после прошлогодних внутрипартийных изменений, которые многими остались недопонятыми, но, объективно говоря, к ним больше доверия, чем к «нуротановцам».
Продолжение следует
Сегодня, 24 августа, должно было состояться заседание политбюро партии «Нур-Отан», о чем неделю назад объявил ее председатель – как раз тогда, когда снова про перезагрузку заговорил. Но в минувшую пятницу опять «переиграли» и Бауыржан Байбек перенес дату мероприятия на сутки – то есть, на завтра. Объяснять эти постоянные переносы мы затрудняемся, да и нет особого желания (в конце концов, это их внутрипартийные делишки, как и сам праймериз), но этот факт в лишний раз демонстрирует непостоянство партии власти, еще и претендующей стать правящей партией.
Кстати, праймериз изначально хотели провести в апреле-мае, но карантинные санкции правительства в отношении собственного народа (электората) вряд ли бы дали хоть намек на положительный результат, и о внутрипартийном отборе все благополучно забыли. Теперь до 29 августа планируется закончить выдвижение и самовыдвижение кандидатов, потом в течение недели дать время на подготовку к агитации, а затем – и саму агитацию, причем, последние ее дни (с 1 по 3 октября) совместить с голосованием. Есть вероятность, что, когда вся это игра в демократию закончится и праймериз по-нуротановски выявит «активных, грамотных и патриотичных членов партии», президент страны вдруг найдет причину объявить досрочные выборы. Если они не будут слишком спешить и очень затягивать, то они могут пройти в декабре.
Но в любом случае нужно помнить, что Касым-Жомарт Токаев, как и Дарига Назарбаева, Аскар Мамин, Марат Тажин, Асет Исекешев и некоторые другие VIP-члены «Нур-Отана» являются соучастниками того самого политбюро, которое 25 августа собираются на «сходку». И все они вместе с вечными министрами и «любимыми» акимами тоже являются лицами НО, но в праймеризе не участвуют. Наверное, потому что проиграть могут…