О политических перспективах туркменского транзита, пишет platon.asia.
Через три недели, 25 сентября, пройдет заседание Халк Маслахаты (Народный совет), который является высшим представительным органом Туркменистана. Этот «форум» в некотором смысле, в политическом плане, станет судьбоносным для Туркменистана, поскольку члены Совета должны одобрить изменения конституции, по которым будет создан двухпалатный парламент вместо действующего однопалатного — Меджлиса. В новом парламенте Меджлис станет нижней палатой, а Халк Маслахаты – верхней (Сенат). Согласно новым конституционным поправкам, каждый экс-президент Туркменистана имеет право быть членом Халк Маслахаты. Иначе говоря, после создания нового парламента Г. Бердымухамедов, уйдя в отставку, сможет возглавлять верхнюю палату парламента и быть наставником своего сына Сердара, который займет его место на посту президента.
Но это не значит, что Г. Бердымухамедов станет простым спикером Сената. Полномочия Халк Маслахаты будут весьма обширными: он сможет отклонять или утверждать законы, принятые Меджлисом, включая государственный бюджет, проведение всенародных референдумов, по вопросам мира и безопасности и др. Халк Маслахаты также, по предложению Президента, будет назначать, либо освобождать от должности Председателя Верховного суда, Генерального прокурора, Министра внутренних дел, Министра юстиции. Кроме того, Халк Маслахаты будет состоять из 56 депутатов — по восемь от столицы и пяти велаятов, а других восьмерых назначать будет президент, то есть пока Бердымухамедов. Этот Конституционный закон будет введен в действие с 1 января 2021 года.
Заседание Халк Маслахаты 25 сентября пройдет в формате видеоконференции. Главный редактор сайта «Хроника Туркменистана» Руслан Тухбатуллин отмечает: «Оснований сомневаться в том, что проект будет каким-то образом оспорен, нет. Все законопроекты всегда принимаются в Меджлисе (парламенте) единогласно, не говоря уже о предложениях главы государства». Р. Тухбатуллин полагает, что за счет конституционных поправок «Бердымухамедов может в будущем передать пост президента сыну Сердару, а себе оставить место в Халк Маслахаты с достаточно большими полномочиями». Напомним, что Сердар, согласно конституции, может стать главой страны в 40 лет, или с конца сентября 2021 года. В новых уложениях конституции принято, что председатель Халк Маслахаты заменит на посту главы государства президента «в случае его внезапной смерти или недееспособности». Тем самым некоторые эксперты полагают, что сын Бердымухамедова Сердар может стать председателем Халк Маслахаты.
Р. Тухбатуллин считает, что те высокие должности, которые за короткий срок занимал и занимает Сердар, являются свидетельством его «подготовки» для поста президента страны. Туркменский политик, эксперт Максат Сапармурадов полагает, что в политической конструкции страны ничего не изменится после заседания Халк Маслахаты, «все останется на своих местах». Он утверждает, что власти Туркменистана в случае необходимости могут устранить всех активистов протестного движения. Как информируют правозащитные организации, в Туркменистане разворачиваются жесткие преследования гражданских активистов, блокируются острые и антивластные публикации в интернете, включая сообщения о протестных акциях туркмен за рубежом. При этом власти оказывают давление на родственников активистов, мигрантов, принимающих участие в зарубежных протестах.
Но некоторые люди, несмотря на все это, продолжают свои протестные акции. Так, известный туркменский блогер Азат Исаков, около 10 лет проживающий в России, активный участник группы «Turkmenia- Birleşeliñ! Объединяемся! Unite!» в Youtube, весной этого года перестал скрывать свое лицо и заявил, что «устал молчать о бесправии в Туркменистане, бояться, не жить, а существовать». После этого последовали угрозы в отношении его родителей в Туркменабаде, а затем он был зарегистрирован в туркменской полиции, как «Предатель Родины». И таких случаев на сегодня известно несколько десятков, иллюстрирующих распространяющееся среди туркмен протестное движение. Правда, оно пока развивается в основном за рубежом. Как известно, летом прошли протестные акции туркменских мигрантов в Турции, США и на Северном Кипре. Туркменские гражданские активисты провели в Соединенных Штатах три митинга против конституционных изменений (30 августа в городе Хьюстон, 1 сентября в Вашингтоне возле туркменского посольства, конгресса США и 2 сентября в Нью-Йорке вблизи штаб-квартиры ООН), которые будут приняты на заседании Халк Маслахаты 25 сентября.
Летом представители ВОЗ, побывав в Туркменистане, «не обнаружили там инфицированных коронавирусом». В ответ на это туркменские оппозиционеры, активисты принесли гробы к зданию ВОЗ в Вашингтоне с лозунгами «Вернитесь и посмотрите еще раз!», «ВОЗ лжет! Туркмены умирают». Между тем один из участников протестов в Стамбуле 19 июля сообщил, что акция была слабо организована и «людей никто не поддержал, когда они были в полиции». В то же время он сказал, что будет продолжать участвовать в подобных акциях, но для них «обязательно нужен руководитель, который будет заниматься получением разрешения на митинги и другими организационными вопросами». В этой связи отметим, что, по мнению М. Сапармурадова, туркменское общество готово к массовым протестам, однако некому в стране непосредственно руководить этим процессом.
Ситуация усугубляется огромным количеством больных коронавирусом и умерших от него; нехваткой продовольствия, его малой доступностью для многих туркмен на фоне роста цен. При этом в Туркменистане люди вынуждены оплачивать лечение от коронавируса, аппараты ИВЛ подключают за крупные взятки. Кстати, то, что съезд Халк Маслахаты пройдет в режиме видеоконференции — показывает масштаб эпидемии Covid-19 в стране. Тем временем Туркменистан закупает за рубежом оборудование и материалы на «полтора миллиарда долларов для строительства нового города с нуля», чем занимается Сердар Бердымухамедов. А в некоторых районах страны простые граждане, чтобы купить продукты по льготным ценам должны покупать в нагрузку портрет Бердымухамедова за 20 манатов (5,7 долларов по государственному курсу или 0,85 долларов по курсу «черного рынка»).
В середине июля прошлого года авторитетный лондонский Центр внешней политики опубликовал доклад, из которого следует, что Туркменистан столкнулся «с наихудшим экономическим кризисом за последние 30 лет» и страна «находится на грани катастрофы» из-за гиперинфляции и голода. Похоже, что данный прогноз близок к реальности, поэтому перспективы власти Аркадага и его сына становятся все более и более туманными. Не случайно Максат Сапармурадов считает, что если Сердар станет главой государства, то его быстро сместят с поста силовики. То есть, по всей видимости, Аркадаг – временщик, и не будет никакой бердымухамедовской династии…