Геополитический прецедент всплыл после недавнего визита в Кыргызстан главы МИД КНР, господина Ван И. Об этом пишет «Московский комсомолец -Азия». Ван И встретился с кыргызским коллегой Чынгызом Айдарбековым и с президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым. Оба они просили Китай об отсрочке по уплате по кредитам.
И Сооронбай Жээнбеков, и пресс-служба МИД Кыргызстана подвели итоги визита политика. Но как оказалось, о некоторых нюансах визита высокого гостя они, возможно, умолчали. Объявленное Бишкеком и Пекином еще большее сближение стран, похоже, стало максимальным. Посольство Китая в Кыргызстане на своем официальном сайте опубликовало пресс-релиз с информацией , где фактически от имени президента Кыргызстана и главы кыргызского МИД объявило о поддержке Китая в ряде спорных вопросов.
«…Благодаря визиту председателя КНР г-на Си Цзиньпина в Кыргызстан в июне прошлого года, китайско-кыргызские отношения всестороннего стратегического партнёрства вышли на исторически новый уровень. Обе страны твёрдо поддерживают друг друга во всех вопросах, затрагивающих коренные интересы наших стран. В ходе визита г-н Ван И подчеркнул, что будучи надежным другом Кыргызстана, Китай будет твердо поддерживать Кыргызстан в выборе пути развития, соответствующего его реалиям и поддерживаемого народом, неуклонно поддерживает Кыргызстан в защите суверенитета и независимости страны, национального достоинства и законных прав и интересов, и решительно выступает против вмешательства любой внешней силы во внутренние дела Кыргызстана. Президент КР г-н Жээнбеков и Министр иностранных дел КР г-н Айдарбеков отметили, что кыргызская сторона будет и впредь прилагать усилия к укреплению дружественных отношений с Китаем и поддерживать принципиальную позицию Китая по всем важным вопросам, затрагивающим его коренные интересы, в частности по вопросам, связанным с Гонконгом, Тайванем и Синьцзяном. На фоне предстоящих выборов в Жогорку Кенеш и сложной ситуации с эпидемией COVID-19 визит г-на Ван И в Кыргызстан представляет собой важную поддержку кыргызской стороне», — говорится в пресс-релизе.
Пиррова победа?
Марс Сариев, политолог, считает, что подобный демарш со стороны Бишкека оправдан. Но Кыргызстан может потерять больше, чем приобрести. И даже при наихудшем варианте поплатиться за это дестабилизацией обстановки после выборов в парламент 4 октября.
«Очень интересно, что в кыргызской прессе визит Ван И практически не освещался, и эта информация исходит от китайских источников. Наше министерство иностранных дел и власти понимают, что то, что Кыргызстан оказал поддержку Китаю в вопросах, связанных с Синцзянем, Тайванем и Гонконгом, не понравится западным партнерам. Особенно США. Следует ожидать определенных действий со стороны коллективного Запада и США. Это может выразиться в Укрепление отношений с Китаем и поддержка его в острых вопросах, думаю, продиктованы целесообразностью: Китай является нашим крупнейшим партнером, мы имеем общую границу с ним и большой государственный долг. Поэтому логика понятна. Но это вызывает риски в наших отношениях с Западом», — сказал он в интервью «МК-Азия». – «В частности, МВФ, ЕБР и другие организации могут изменить требования к стране или потребовать вернуть долги пораньше. Но полагаю, что основное действие будет происходить в политическом плане. Это попытка дестабилизации по белорусскому варианту: оппозиционно настроенные действующей власти партии – «Реформа», «Ата Мекен», «Бир Бол» — могут начать оспаривать итоги выборов. Будет экзит-полл, не соответствующий их точке зрения, тем голосам, что они набрали и тем, что были озвучены — это белорусский сценарий, как было с Тихановской.
Вполне возможно, что ситуация в Кыргызстане будет разворачиваться по методичке Джина Шарпа. Обострение отношений между Азербайджаном, за который выступает Турция, член НАТО, и Арменией, членом ОДКБ — сложная ситуация для России. И есть возможность того, что дестабилизация обстановки будет не только на Кавказе, но и в регионе. На Кавказе горячая фаза, в Кыргызстане после парламентских выборов — белорусский вариант. В Белоруссии, как мы видим, процесс идет в тлеющем режиме. Ситуация сложная, и в этих условиях Кыргызстан должен понимать, что станет полем больших политических баталий и больших политических игр.
И Запад воспринимает заявление МИД Кыргызстана по Тайваню, Синцзяну и Гонконгу как жест того, что Кыргызстан сближается с Китаем. Полагаю, Запад начнет применять широкий инструментарий, начиная от финансовых организаций и заканчивая политическими технологиями, отработанными ранее на Украине, в Грузии, у нас во время цветной революции 2005 года и сейчас в Белоруссии», — полагает он.
Знак согласия
По мнению же Дастана Бекешева, депутата ЖК КР, говорить на сто процентов о том, что Кыргызстан принял сторону Китая в столь острых вопросах , еще рано. Может иметь место и дипломатическая ошибка. Развеять сомнения в поведении Бишкека мог бы решительный шаг от МИД КР.
«Я бы не хотел входить в дипломатические трения, не хотелось бы вмешиваться. Возможно, имело место недопонимание: бывает, что когда два человека договариваются, одному кажется, что они договорились, другой же так не считает. Но такие вопросы легко может решить МИД. Там наверняка были свидетели, которые вели протокол встречи. Достаточно того, чтобы Кыргызстан опубликовал протокол беседы, и вопрос, полагаю, был бы исчерпан. Это не совсем дипломатично, но это показатель того, о каких вещах шел разговор на самом деле», — отметил Дастан Далабайевич в разговоре с «МК-Азия».
По его словам, подобный шаг Кыргызстана — если это не дипломатическая ошибка — не очень дальновиден. А то, что МИД Кыргызстана до сих пор не дало комментария по этому поводу, говорит о том, что официальный Бишкек согласен с тем, что от имени Чынгыза Айдарбекова посольство Китая в Кыргызстане высказывает поддержку в адрес спорных инициатив Пекина.
«Кыргызстан всегда старается вести разностороннюю политику, не всегда это получается. В любом случае наша политика в большей степени ориентируется на публичную политику РФ. Дело не в том, что мы связаны ЕАЭС или военным объединением. У нас, можно сказать, больше исторических корней. Так уж вышло, что за 30 лет после распада СССР Кыргызстан старался выравнивать свою политику и приводить в соответствие с Российской Федерацией. Бывали разногласия по ряду вопросов… Но в этом случае, в период пандемии, следовало бы быть осторожнее. Доноры — они таковы, что их любовь измеряется финансами. Выразишь предпочтения одной стороне — лишишься каких-то потоков с другой стороны. И если сейчас МИД Кыргызстана никак не отреагирует на такие заявления, значит, наша сторона уже с ними согласилась», — заключил политик.