На этой неделе Дарига Назарбаева дважды приняла участие в публичных мероприятиях. Об этом пишет «Новая газета».
В понедельник, 9-го ноября, в Нур-Султане она участвовала в первом заседании попечительского совета ОЮЛ «Альянс женских сил Казахстана», на котором отметила, что каждой женщине важно дать возможность заниматься любимым делом, но для этого необходимо оказывать всяческую поддержку. 10 ноября вместе с министром информации и общественного развития РК Аидой Балаевой старшая дочь елбасы посетила молодежный форум «Жаңа жағдайдағы жастар: іс-қимыл кезеңі», организованный МИОР, где озвучила четыре задачи: озеленение городов и сел; шефство над сельскими школами; проекты в юбилейный год Независимости; адресная социальная помощь.
Это едва ли не первое публичное появление Дариги Нурсултановны со 2 мая, когда президент Токаев отправил её в отставку с поста спикера сената — замечает на своей странице в Фейсбуке журналист Вадим Борейко и обращает внимание на другую, «парную», новость о кадровых перестановках в КазТрансГазе: «Председателем совета директоров стал Адильбек Джаксыбеков. Эту позицию до этого пять лет занимал Кайрат Шарипбаев. А параллельно был вице-президентом КазМунайгаза. Теперь он стал председателем правления КазТрансГаза. В иерархии акционерных обществ эта должность пониже, чем предсовдир.
В некоторых СМИ Кайрата Шарипбаева называли «газовым принцем», а также то «гражданским мужем», то просто «мужем» Дариги Назарбаевой».
Вадим Борейко напоминает, что Адильбека Джаксыбекова первый президент два года назад проводил на пенсию с поста руководителя администрации президента.
И вот он снова в строю: «Правильно, не стоит разбрасываться проверенными кадрами. Тем более что на таких позициях возраст не помеха. И если статус Шарипбаева слегка подопустили», — иронизирует Борейко и задается вопросами: «Что означает первая новость? Не могли же Джаксыбеков и Шарипбаев между собой договориться и сами рокирнуться. А чем вызвано возвращение Дариги? Связаны ли эти две новости? И вообще — какой смысл несёт тайный ход мастей в начале недели?».
Между тем…
В Казахстане определенный резонанс вызвали новости о «выдвижении новой партии» зятя Назарбаева Тимура Кулибаева.
«Иногда внутриполитический процесс в Казахстане приобретает черты водевиля или бурлеска. Происходит это обычно тогда, когда у Акорды вдруг появляется необходимость сделать что-то нужное в конкретных исторических условиях, а подходящих инструментов для этого нет. Вот и приходится творить из того, что имеется под рукой, закрывая глаза на то, что «произведение» получается так себе, если не сказать еще хуже.
В данном случае таким «произведением» стала политическая партия «Адал» (в переводе с казахского языка «Честная» или «Справедливая»), до 4 ноября текущего года называвшаяся «Бірлік» («Единство»)», пишет KZ.expert.
«Судя по всему, в Акорде и Библиотеке решили внести некую интригу в более чем предсказуемый и крайне скучный (особенно на фоне недавних выборов в Кыргызстане, Беларуси и США) выборный процесс. И придумали «оживить» партию «Бірлік», сделав из нее конкурента если не «Нур Отану», то «Ак Жолу» и Коммунистической народной партии Казахстана», считает KZ.expert. Далее отмечается, что «сама попытка вполне разумная, но, мягко говоря, запоздалая. Ведь по логике «Бірлік» должен был начать напоминать о себе избирателям приблизительно в те же сроки, когда «Нур Отан» вдруг разродился идеей «праймериз».
«Лично у нас есть этому опозданию только одно объяснение – оно стало результатом того, что верхушка казахстанской авторитарной политической системы и «суперпрезидентской» вертикали поделилась на собственно «Акорду» и «Библиотеку», поэтому окончательное решение о сценарии потребовало больше времени.
А после того, как власти договорились, не могли долго найти подходящего спонсора, поскольку пандемия короновируса и связанные с нею проблемы ударили по всему отечественному бизнесу.
В результате «гора родила мышь» с большим опозданием, и выборный процесс в Казахстане окончательно превратился в пародию на самого себя.
По нашей оценке, нет шансов на то, что партия «Адал» будет проявлять активность дольше и больше, чем это нужно сегодня Акорде и Библиотеке. И это при том, что спонсором «Адала», похоже, стала заметная в республике персона — Тимур Кулибаев, миллиардер, официальный супруг миллиардерши Динары Кулибаевой, зять первого президента РК и по совместительству председатель Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
О том, что именно зять елбасы теперь «кормилец» партии, свидетельствует список девятерых новых членов партии, принятых в нее на том же «историческом» политическом совете 5 ноября 2020 года. Если к этому добавить, что многолетний лидер партии Серик Султангали в прошлом считался человеком Тимура Кулибаева, то все, как говорится, сходится.
Впрочем, что-то нам подсказывает, что в данном случае зять сам не проявлял политической инициативы, а стал жертвой обстоятельств – видимо, поискав безрезультатно спонсоров, Библиотека решила задействовать резерв Верховного Главнокомандования.
Именно поэтому мы считаем, что нет шансов на то, что «Адал» действительно станет политической партией и под крылом Тимура Кулибаева будет удивлять нас своей внутриполитической активностью», пишет KZ.expert.
«Из прошлого партия «Адал» больше всего ассоциируется с партией «Асар», которую в свое время возглавляла Дарига Назарбаева. Данная партия просуществовала недолго – с 2003 по 2006 годы – зато оставила довольно яркий след своей броской символикой, излучаемым позитивом и какой-то мощной динамичной установкой на хорошее.
Партию «Асар» любила молодежь, хотя принято считать, будто она в Казахстане аполитичная. Против предлагаемых ею лозунгов и принципов никто не возражал (профессиональных диссидентов оставляем за скобками). Только если та партия больше фокусировалась на положительных малых делах, то «Адал» держит курс на капитальные свершения.
«Адал», как и в свое время «Асар», не занимается замалчиванием реально существующих в государстве и обществе проблем. Причем не только очевидных для всех, вроде положения дел в системах образования и здравоохранения, но и о тех, обращение к которым пока не стало мейнстримом. Например, лидеры «Адал» признают масштабный экспорт из Казахстана рабочей силы. Население не сознает всего массива явления, поскольку в фокусе внимания обычно трудовые мигранты в Россию, а из РК много людей отправляется на заработки в Южную Корею.
Партия «Адал» при этом вскрывает корни данной проблемы. Не строятся новые производства – не появляется занятость для квалифицированных трудовых ресурсов. Нет рабочих мест на заводах и фабриках – нет среды для формирования качественного человеческого капитала и социальной устойчивости. Доставщики еды не могут претендовать на звание квалифицированной рабочей силы, хотя и для них определенные компетенции, безусловно, требуются.
Идея создания партии по защите и продвижению интересов предпринимателей не является казахстанским ноу-хау. В чем-то она пересекается с российской «Партией Роста» либерально-консервативной направленности, со всей полагающейся философской, идеологической и программной базой. Поэтому Казахстан идет проторенной дорожкой.
Разумеется, все это не отменяет камней и терний на пути, поэтому нужно кропотливо и поступательно работать, производить оценку сделанному и корректировать логику намерений под логику обстоятельств в стремительно меняющемся мире.
Партия предпринимателей и среднего городского класса на первый взгляд смотрится ограниченно в плане массовости и охватности. Однако ни одна партия не в состоянии выражать интересы всех слоев общества – для этого существует специальный социальный институт в лице государства.
Будет здорово, если партия «Адал» определится хотя бы по малому и среднему бизнесу вкупе с зажиточными горожанами. На самом деле в качественном выражении интересов данного сегмента общества необходимо проделать титанический объем работы. Налогообложение, проверки всех уровней, работа в условиях карантинных ограничений – «новинка» 2020-го года – эффективная работа судебной системы, вопросы социального страхования, подготовки кадров… Всего не перечислить и все это важно», так пишут «Ведомости Казахстана».