Введение института Курултай. Президент — глава исполнительной власти — Какие изменения хотят внести в Конституцию Кыргызстана?

Автор -
743

    На сайте парламента Кыргызстана на общественное обсуждение вынесен проект Закона Кыргызской Республики «О назначении референдума (всенародного голосования) по проекту Закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики».

    «Основными новеллами в проекте новой редакции Конституции, при сохранении значительного числа уже проявивших свою правовую направленность конституционных норм, предлагаются уточнение и компоновка по направлениям всех прав и свобод граждан, введение института Народного Курултая, переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства, уточнение института парламента по численному составу и другие законодательные новшества», говорится в справке обосновании.

    Нижет полный текст справки. А с новой редакцией Конституции можно ознакомится здесь.

    Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики»

    Народные выступления октября 2020 года привели к признанию недействительными итогов выборов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики и смене руководства страны, усилению по требованию народных масс борьбы с проявлениями коррупции во властных структурах и учету мнения широких слоев населения при выработке направлений развития страны.

    Необходимость конституционной реформы обусловлена множеством факторов, в числе которых существующие противоречия и пробелы в положениях действующей Конституции, неэффективность установленной системы власти и отсутствие механизмов ее ответственности. Указанные обстоятельства не стали правовыми инструментами для реальных продвижений в экономической и социальных сферах, что вызывает обоснованную критику власти со стороны общества и граждан Кыргызской Республики.

    Исходя из требований народных масс, предлагается принять проект Закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики», положениями которого предусматривается изложить Конституцию Кыргызской Республики в новой редакции (далее – Конституция)

    Основными новеллами в проекте новой редакции Конституции, при сохранении значительного числа уже проявивших свою правовую направленность конституционных норм, предлагаются уточнение и компоновка по направлениям всех прав и свобод граждан, введение института Народного Курултая, переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства, уточнение института парламента по численному составу и другие законодательные новшества.

    Так, законопроектом предлагается установление высшего совещательного, консультативного и координирующего органа народовластия в форме Народного Курултая (статья 7 Конституции).

    Народный Курултай осуществляет свою работу во взаимодействии с Президентом, Жогорку Кенешем, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

    Народный Курултай в числе своих полномочий наделяется правом заслушивать отчеты Торага Народного Курултая, Президента, Торага Жогорку Кенеша, вносить предложения о несоответствии занимаемой должности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

    Порядок формирования, а также организация и деятельность Народного Курултая предполагается регулировать Конституцией и конституционным законом.

    Проектом закона предусматривается унифицировать все права и свободы человека по направлениям: личные права и свободы, политические права, экономические и социальные права, гарантии прав и свобод человека, права и обязанности человека.

    Значительному пересмотру с учетом требований народных масс подвергcя раздел III Конституции «Органы государственной власти».

    В частности, в главе I «Президент» институт президента претерпел изменения, где Президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики. Он определяет основные направления внутренней, внешней политики государства и может быть избранным на 5 лет, но не более двух сроков.

    Переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства предполагает, что Президент должен назначать главу Правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов. Это назначение осуществляется с согласия Жогорку Кенеша.

    Президент вправе освободить по собственной инициативе или по предложению Народного Курултая министров и председателей государственных комитетов, может назначать руководителей иных органов исполнительной власти, глав местных государственных администраций и освобождать их от должности.

    Президент наделяется правом вносить законопроекты в Жогорку Кенеш и обращаться к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране.

    С учетом уроков событий октября 2020 года предлагается установить, что в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет глава Правительства.

    В случае невозможности исполнения полномочий Президента главой Правительства полномочия Президента осуществляет Торага Жогорку Кенеша.

    С учетом требований народных масс о переформатировании институтов президента и правительства одновременно предлагается определить численный состав Жогорку Кенеша в количестве 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. При этом порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша будет устанавливаться конституционным законом. Представительство депутатов в Жогорку Кенеше, избираемых по мажоритарной или пропорциональной системе (по партийным спискам), будет определяться конституционным законом.

    Формирование правительства главой государства предусматривается осуществлять с согласия парламента. Жогорку Кенеш будет заслушивать ежегодные послания и выступления Президента. Парламент наделяется и другими полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами Кыргызской Республики.

    С учетом практики законодательной деятельности предлагается расширить число субъектов законодательной инициативы, с включением в их число Президента и главы Правительства, Конституционного и Верховного судов по вопросам их ведения.

    Изменение конституционного статуса Президента и Правительства влечет за собой необходимость изменения положений главы III Конституции «Исполнительная власть».

    Повышение роли и ответственности главы государства предусматривает, что исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляет Президент и подчиненное ему Правительство.

    Президент руководит деятельностью исполнительной власти, дает поручения Правительству и подчиненным ему органам, контролирует исполнение своих поручений, отменяет акты Правительства и подчиненных ему органов, временно отстраняет от должности министров и председателей государственных комитетов.

    Устанавливается, что Правительство состоит из главы Правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

    Структура и состав Правительства определяются Президентом.

    Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

    Также для оптимизации числа сотрудников государственных структур предлагается в Конституции предусмотреть, что деятельность Правительства обеспечивается администрацией Президента.

    Учитывая мировую практику формирования и деятельности структур конституционного контроля (надзора) и рекомендации Венецианской Комиссии 2010 года о сохранении Конституционного суда как самостоятельного органа, предлагается Конституционную палату вывести из состава Верховного суда, образовав Конституционный суд с компетенцией, определенной в Конституции и конституционном законе.

    При этом к полномочиям Конституционного суда отнесены дополнительно: рассмотрение и дача официального толкования Конституции по запросу Президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда, разрешение споров о компетенции между ветвями государственной власти, а также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.

    Одновременно предлагается установить, чтобы жалобы на нарушения прав и свобод граждан принимались Конституционным судом, если исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты.

    Принимая во внимание мировую практику формирования и деятельность руководства судов предлагается, чтобы судьи Конституционного суда и Верховного суда избирались до достижения предельного возраста. При этом из числа судей названных судов Президент с согласия Жогорку Кенеша назначает председателя и заместителей председателя данных судов сроком на 5 лет.

    Применительно к местным судам предлагается аналогичный порядок, когда из числа судей местных судов Президент по представлению Совета по отбору судей назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет.

    С учетом вводимых новой редакцией Конституции изменений предлагается уточнить порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, где такие поправки могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению Президента, большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.

    Статьями 2-6 законопроекта предусматриваются порядок подписания и вступления в силу принятого в установленном порядке закона и переходные положения с указанием полномочий применительно к вновь избранному главе государства, Правительству.

    Также переходными положениями предлагается, чтобы до избрания выборных органов и назначения должностных лиц всех уровней в соответствии с Конституцией в редакции настоящего закона, выборные и назначаемые государственные органы и должностные лица продолжали осуществлять свои полномочия.

    В частности, выборы депутатов Жогорку Кенеша проводятся в соответствии с Конституцией в редакции настоящего закона и законодательством, формируемым в соответствии с данной Конституцией.

    Судьи Конституционной палаты Верховного суда сохраняют свои полномочия до формирования Конституционного суда в соответствии с Конституцией.

    Судьи Верховного суда сохраняют свои полномочия на весь срок их избрания, а действующие судьи местных судов сохраняют свои полномочия на весь срок их назначения.