Раскол в элитах Казахстана состоялся. Три партии Кулибаева и кто слил зятя Назарбаева

Автор -
763

Многие обрадовались, что в выборах Казахстана появилась интрига, а  телеграм-канал «Шежiре» считает, что это тревожный симптом. Серьезные люди активно готовятся. Причем закладываются в публичной политике — еще год назад такого и представить себе было невозможно.

«На небосклоне всходит партия «Адал», которая ребрендированный «Бирлик». Партия создана при поддержке НПП «Атамекен» Тимура Кулибаева. У «Адала» история такая, что по ней можно снимать комедийный сериал. «Бирлик» — это химера, созданная из слияния «Адилета» и «Руханията». Последняя известна тем, что ее неудачно пытался себе купить Серикжан Мамбеталин. В ту пору он был бодр, нацелен на результат и называл своими политическими наставниками Аслана Мусина и Марата Тажина.

Первый на ровном месте устроил крупнейшую политическую катастрофу своей стране и вырастил поколение политиков-сепаратистов (Бергея покрывал как раз Мусин), второй в результате хитрых технологий поднял градус напряжения в обществе, замутил проект «Рухани Жангыру», после чего уехал пить пиво в Прагу. Но это мы сейчас умные и все это знаем, а тогда Мамбеталин впитывал мудрость учителей.

Но то ли мудрость так себе, то ли впитывал плохо, но с места лидера партии Мамбеталина спихнула Алтыншаш Джаганова. Этой даме можно было бы посвятить отдельный текст — те, кто думают, что поэтессы, жены заслуженных литераторов — это такие милые наивные татешки, крупно ошибаются. Хотя бы потому что одна такая не постеснялась ознакомить Серикжана с первым правилом политики — «лох неправ всегда». Ну и что, что она культурная женщина из высших кругов, а не гопник в подворотне. Мамбеталина она уделала в перерыве между спа-салоном и маникюром. Неудивительно, в общем, что дальше у Серикжана как-то не задалось на родине.

На партию назначили серьезного человека. Лидером стал Серик Султангали, бывший начдепартамента жилья в начале 90-х в акимате Алматы. О том, что партия задумана не только как проект под выборы, а как лоббистская сила, говорит то, что ее ряды комплектуются не из функционеров, а из деловых людей. Как рассказывал сам Султангали в интервью Forbes: «Ряды Adal активно пополняются новыми людьми, в том числе и крупными объединениями. К примеру руководитель «Союза фермеров Казахстана» Жигули Дайрабаев. Он опытный, авторитетный специалист в сфере сельского хозяйства. Его знания и идеи нам пригодятся».

Еще один проект, который может быть связанным с Кулибаевым, это Нуржан Альтаев. Вернее, скандал с ним — когда депутат бросил на стол партбилет и решил устроить свою партию El Tiregi на базе Союза промышленников и предпринимателей. Тема даже получила некоторое освещение в российских СМИ. Видимо, решили раскручивать грамотно. Альтаеву припомнили, что его агашкой был Аскар Мырзахметов. Партийный лидер работал замом у министра сельского хозяйства. Альтаев зачем-то поддерживал Маргулана Сейсембая, скатался с ним в Киев к Михаилу Саакашвили. А здесь по итогам визита решили делать что-то на базе AlmaU, принадлежащего Асылбеку Кожахметову.

И еще есть «Ак Жол», возглавляемая Азатом Перуашевым, который успел еще побывать лидером Гражданской партии Александра «Алюминыча» Машкевича, членом «Нур Отана», председателем правления «Атамекена».

Что мы имеем в итоге? А на выходе у нас получается, что в электоральном поле у нас три разнонаправленных игрока, которые закрывают собой вообще всю бизнес-среду в Казахстане — партия малого бизнеса, партия среднего бизнеса и партия промкапитала. И все, что характерно, связаны с одним человеком, который в последнее время не так, чтобы очень скрывал некоторые свои амбиции по поводу влияния на экономику страны. Такая консолидация политических ресурсов в одних руках неизбежно приводит к столкновениям. А еще мало кто задумывается, что у нас сейчас работает АП, в которой политический блок не проходил самостоятельных электоральных кампаний. А выборы — это не агитация и конфеты на избирательных участках, это сложные договоренности. В том числе и об отсутствии перекосов. А если дисбалансы есть и они заметны невооруженным взглядом — значит ситуация выходит из-под контроля», пишет телеграм -канал.

Далее телеграм-канал снова возвращается к скандалам вокруг Тимура Кулибаева.

«Кто и зачем мог внутри страны слить Тимура Кулибаева и Булата Утемуратова: потому что американское и британское СМИ все равно опирались на материалы, доступ до которых есть у ограниченного числа лиц — и если это внешние партнеры наших предпринимателей, то пытаться угадать мотивы бессмысленно. А вот если это партнеры внутренние — тогда вечер перестает быть, что называется, томным: потому что тогда это означает, что большие товарищи внутри страны решили начать переставлять кресла.

И тут сам Тимур Аскарович подкидывает интересный информационный повод. Через свой почти официальный рупор — телеканал Atameken Business он выступает с заявлением о том, что обратился в Генпрокуратуру РК для проведения официальной проверки. И тут мы, конечно, немного даже присели от восхищения. Кулибаев, конечно, крупный бизнесмен и выдающийся игрок, да и надзорные органы для того и существуют, чтобы туда обращались за защитой такие хорошие и уважаемые люди.

Но на некоторые смутные размышления этот ход наводит, не так ли? Самый главный вывод, который напрашивается сам собой — Кулибаев считает, что «заказчики» публикации (ну или во всяком случае, источники информации) находятся внутри страны. А это уже немного меняет и ракурс дела, и его поворот.

И сразу вспоминается, что про намерение Кулибаева идти в политику, и вкладывать деньги в партийное строительство рассказывали еще год назад. А сегодня у Кулибаева целых три партии. Инсайд оказался не просто обычным казахстанским инсайдом, а прогнозом, который еще и перевыполнен. Ну и к слову говоря, слив годовой давности про партию — это в системе наших координат в целом серьезный сигнал человеку, который решил идти в политику. А если учесть, как в наших высоких домах все переплетено (напомним, активы Утемуратова заморозили по иску против Аблязова, поданному в интересах БТА, развалины которого приобрели Кенес Ракишев и… Halyk Кулибаева), верить в теорию глобальной игры начинаешь, даже не будучи фанатом «Игры престолов».

Почему это важно? Все просто — если Кулибаев реально считает, что источники информации находятся внутри страны (в противном случае он обратился бы к своим лондонским адвокатам, ну или хотя бы упомянул об этом) — то раскол у нас уже не в партии, а в элитах — о чем мы старались не говорить прямо, чтобы не будить лихо. Противостояние в высших эшелонах власти были и раньше, и схватки были жесткие — проигравших выводили в наручниках, либо они бежали за рубеж. Некоторые были убиты.

А, следовательно, выборы могут быть не то, что неинтересными, а вообще побоку — наверху происходят вещи, которые по значимости перекрывают то, какой из победителей праймериз в какое кресло усядется. Возьмет ли первое глава городского филиала Nur Otan или ректор местного универа — все это становится мелкой возней сравнении с тем, что есть заявка на глобальную перестановку кресел.

Успокаивает только одно. The Financial Times рассказала незадолго до начала скандалов с Утемуратовым и Кулибаевым о Меруерт Ибрагим — дочери акима акима Алматы Бакытжана Сагинтаева и жене Бахыта Ибрагима, севшего на скамью подсудимых вместе с Жомартом Ертаевым. Газета описала, что дочь акима путешествует между Лондоном, Казахстаном и Дубаем, чтобы покупать дорогую брендовую одежду. Да, после того, как суд постановил взыскать с Ертаева и ее мужа почти сорок миллиардов тенге. Если это был такой же вброс как в случае с Утемуратовым и Кулибаевым — это полбеды. Но проблема в том, что дочь Сагинтаева никто за язык не тянул. Она сама рассказывает об этом британским журналистам. И беда именно в этом: политическую судьбу в Казахстане определяют те, кто компромат на себя заказывает и оплачивает сам».