Шумиха вокруг кибератаки на американские правительственные агентства только усиливает авторитет президента Владимира Путина внутри России — как лидера, который не боится противостоять бывшему врагу времен холодной войны. Между тем Кремль отрицает свою причастность к этой атаке, опасаясь ответных мер со стороны Джо Байдена, который скоро возглавит Белый дом, пишет Bloomberg.
«Внутри нашей страны это укрепляет авторитет властей», — сказал Андрей Кортунов, глава основанного Кремлем Российского совета по международным делам.
«За пределами России это только углубляет недоверие, а это создает риски», разжигая враждебность в Вашингтоне и других западных столицах, добавил он.
Эти риски стали очевидными в пятницу, 18 декабря, когда российский рубль резко упал после двух месяцев устойчивого роста — упал на 1,4% на фоне возобновившихся опасений по поводу санкций.
Однако после нескольких лет американских и европейских санкций Россия стала более устойчивой перед давлением Запада, и теперь у Вашингтона осталось достаточно мало возможностей наказать ее, не спровоцировав хаос на глобальных рынках энергетических и минеральных ресурсов, где Россия является важным игроком.
Путин отвергает все обвинения в проведении хакерских операций. Когда во время ежегодной пресс-конференции президента российский певец Сергей Шнуров, недавно ставший журналистом, в шутку спросил, почему российские хакеры не могли повторить свою операцию 2016 года и помочь Дональду Трампу переизбраться на второй срок, Путин отмахнулся от этого вопроса с улыбкой, назвав его «провокацией».
Лидер Кремля также обвинил американскую разведку в том, что она якобы приложила руку к недавней утечке информации о финансовом положении членов его семьи, назвав это частью кампании «мести», направленной против России.
Последствия кибератаки на системы корпорации SolarWinds, — атаки, которая позволила скомпрометировать системы Госдепартамента, Министерства финансов, Министерства торговли, а также многих компаний из списка Fortune 500, — могут спровоцировать новую порцию давления на Россию, о чем сообщили три источника, близких к Кремлю, попросившие не называть их имен.
По словам одного из них, хотя Россия не ждала, что при Байдене политика Соединенных Штатов в отношении России смягчится, и каждая новая порция санкций ослабляет перспективы нормализации, потому что у избранного президента не будет возможности начать работу своей администрации с чистого листа.
Байден придет к власти в Америке спустя четыре года неуклонного портившихся отношений. Все началось после того, как американские разведывательные агентства пришли к выводу, что Россия вмешалась в президентские выборы 2016 года с целью помочь Трампу одержать победу. Кремль продолжает отрицать это обвинение.
Мало кто в Москве ожидал потепления в отношениях между Россией и Америкой после прихода нового президента, хотя надежды на то, что стороны смогут найти общий язык по некоторым вопросам, все же были.
В отличие от Трампа Байден пообещал продлить срок действия соглашения СНВ-III, которое истекает в феврале и которое является последним соглашением между Россией и Соединенными Штатами, ограничивающим их ядерные арсеналы.
Байден также пообещал вернуться в соглашение по иранской ядерной программе 2015 года, из которого Трамп вывел Соединенные Штаты, призвав к внесению ряда изменений в этот договор.
Скандал с атакой на SolarWinds — «это попытка повысить градус негатива и антироссийской риторики, чтобы саботировать реализацию ряда положительных инициатив Байдена», как сказал Александр Дынкин, президент Института мировой экономики и международных отношений. «Это опасные игры», — добавил он.
Сдержать атаки
Пока Байден не угрожал ввести какие-то конкретные ответные меры, хотя в четверг он предупредил, что его администрация будет предпринимать шаги для того, чтобы сдерживать кибератаки со стороны противников, и заставит заплатить тех, кто несет ответственность за подобные атаки.
Эти обвинения в адрес России не настолько серьезны как обвинения 2016 года — когда российскую военную разведку обвинили в проведении хакерской операции против систем кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон, — потому что эти хакерские атаки не были попыткой вмешаться в политику Соединенных Штатов, как сказал Владимир Фролов, бывший российский дипломат, который сейчас работает внешнеполитическим аналитиком в Москве.
«Это классический пример шпионажа. Они сами виноваты, потому что им следовало позаботиться о защите своих сетей, — объяснил Фролов. — Возможно, они вышлют еще несколько дипломатов, но я сомневаюсь, что стоит ожидать чего-то большего».
Путин сделал акцент на росте конкуренции между крупными державами в киберпространсве во время заседания членов совета безопасности в пятницу, 18 декабря, сказав, что теперь речь будет идти о «нейтрализации угроз национальной безопасности нашей страны, связанных с развитием технологий искусственного интеллекта военного назначения в ведущих армиях мира».