Казахстан вступил в эпоху войны компроматов

Автор -
1074

Судебные и информационные атаки на Булата Утемуратова и Тимура Кулибаева, одних из самых богатых и влиятельных людей в Казахстане, попали на первые полосы казахстанских и иностранных газет.

Одни видят в этих сообщениях исключительно внутреннюю подковерную борьбу, другие считают вбросы делом рук внешних игроков, пишет ia-centr.ru.

Однако в конечном счете и те, и другие сходятся в том, что «разоблачения», вне зависимости от их происхождения, не закончились.

По мнению экспертов, страна вступила в эпоху войны компроматов в несвойственных ей ранее масштабах.

Сезон охоты на акул бизнеса в разгаре

Первым под удар попал Булат Утемуратов, владелец группы «Верный Капитал», через которую он контролирует 25% ТОО «КаР-Тел» и 49,9% ООО «Sky Mobile» (операторы связи «Билайн» в Казахстане и Кыргызстане соответственно), 65% в золотодобывающей компании RG Gold, отели Ritz-Carlton в Нур-Султане, Вене и Москве, Rixos Borovoe в Акмолинской области (100%), франшизу Burger King в Казахстане, девелоперскую Global Development, доли в аэропорте «Сары-Арка» в Караганде. В АО «ForteBank» Утемуратову принадлежат 87,27%, но он больше он известен как экс-управляющий делами Президента РК в 2006-2008 годах.

Негласно в стране многие называют его управляющим активами, принадлежащими семье первого президента страны, поэтому известие о том, что он попал под подозрение в пособничестве беглому олигарху Мухтару Аблязову, было громом среди ясного неба.

Тем не менее 1 декабря 2020 года авторитетное международное издание The Wall Street Journal опубликовало статью о «заморозке» английским судом активов Булата Утемуратова стоимостью $5 млрд по иску БТА Банка. Обеспечительные меры коснулись счетов предпринимателя в банках UBS, Credit Suisse, EFG и DBS, франшизы Burger King в Казахстане, а также компаний, владеющих долями в сети отелей Ritz-Carlton в Вене, Нур-Султане и Москве, сообщало издание.

WSJ со ссылкой на позицию БТА банка, которая есть в материалах дела, сообщала, что Утемуратов вместе с 11 другими физическими и юридическими лицами подозревается в помощи Аблязову, обвиненному на родине в хищениях и отмывании около $6 млрд, по выводу средств из этого банка.

Сам Утемуратов 7 декабря выступил с заявлением, в котором назвал происходящее шокирующей атакой с целью пошатнуть его репутацию и нанести ущерб бизнесу.  «Немедленно стали разбираться. Юристы подтвердили – решение суда вынесено на основании подложных документов.

«Сейчас работаем над отменой данного решения, на это потребуется время, и я уверен, что вопрос в скором времени разрешится», – говорилось в его письме, распространенном среди сотрудников группы компаний «Верный капитал» (в компании подтвердили, что письмо является подлинным).

А 9 декабря пресс-служба компании «Верный капитал» сообщила о том, что гражданский суд Великобритании снял арест с активов казахстанского бизнесмена.  «Основанием для урегулирования иска БТА Банка против Булата Утемуратова и связанных с ним лиц и компаний является договоренность о предоставлении документов, подтверждающих непричастность Булата Утемуратова и связанных с ним лиц и компаний к делу об отмывании денежных средств, выведенных Мухтаром Аблязовым, его соучастниками и связанными с ними лицами и компаниями из БТА Банка.

По данному соглашению приказ английского суда о наложении ограничительных мер на активы Булата Утемуратова был снят», – говорится в сообщении.

Никогда такого не было – и вот опять

Скандал с иском к Утемуратову был в самом разгаре, когда взорвалась новая «инфобомба». Целью которой стал зять первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – Тимур Кулибаев, глава президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и председатель Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy».

Он явился главной «мишенью» статьи от 3 декабря в достаточно авторитетном международном издании Financial Times, которое, сославшись на неназванного осведомителя, обвинила казахстанского бизнесмена в получении десятков миллионов долларов на контрактах, связанных со строительством газопровода из Центральной Азии в Китай. Издание на основе писем своего источника в начале декабря составило следующую схему: контракты на поставку труб для газопровода Казахстан – Китай, первая ветка которого заработала в 2013 году, заключались с Евразийским трубопроводным консорциумом (ЕТК) Александра Карманова.

ЕТК закупала трубы у заводов в России и на Украине, но сначала, якобы, продавала тем же заводам сталь для производства труб, причем с огромной надбавкой к цене, по которой сама эту сталь купила. Согласно контрактам, на которые ссылается издание, ЕТК закупала сталь производства китайской Jiangsu Shagang по $935 за тонну, а продавала российской Трубной металлургической компании по $1,5 тыс.

По версии западного издания, прибыль от сделки для ЕТК составляла $75 млн, однако большая часть прибыли, по утверждению Financial Times, досталась именно Кулибаеву: источник издания указал, что 70% прибыли от наценки на сталь шла через компании, зарегистрированные в Сингапуре и ОАЭ, зятю первого президента Казахстана. По расчетам FT, речь идет о получении $53 млн только от одной сделки.

При этом издание подчеркнуло: представители Кулибаева изначально заявили ему, что их доверитель никогда не имел прямой или косвенной доли в ЕТК, а сведения, что Кулибаев получал прибыль с наценок ЕТК, назвали ложными.

Через несколько дней, 8 декабря, сам глава президиума НПП «Атамекен» обратился в Генеральную прокуратуру для проведения «официальной всесторонней проверки» по информации, изложенной в публикации Financial Times.

«Бизнесмен Кулибаев Т. А. (Тимур Аскарович – прим. авт.) выражает несогласие с публикацией, в которой содержались материалы дезинформационного характера, представляющие собой выводы (утверждения), не подтвержденные конкретными фактами, набор не взаимосвязанных между собой субъективных заключений, противоречащих официальным комментариям. Кулибаев Т. А. никогда прямо или косвенно не участвовал в сделках, указанных в данной статье», – такова официальная позиция юристов, представляющих интересы Кулибаева.

Предчувствие гражданской инфовойны

Цель обращения Кулибаева в казахстанскую Генпрокуратуру ясна: официальные выводы высшего надзорного органа республики в судебном заседании, если до него дойдет дело, будут иметь больший вес, чем ссылки на неназванный источник. Но здесь интереснее не столько исход судебных процессов, сколько сам факт выхода в свет сразу двух громких скандальных историй с фигурантами-тяжеловесами практически одновременно – для Казахстана с его стремлением к стабильности (ну, или хотя бы к иллюзии таковой) это из ряда вон выходящее событие.

Известный казахстанский политолог Досым Сатпаев считает это началом полномасштабной внутренней войны компроматов. Так, одна из версий заключается в том, уже не важно, что будет с самим Утемуратовым: сможет ли он удержаться на плаву или его все-таки съедят. Здесь вопрос – воспримут ли казахстанские элиты происходящее как сигнал к будущим конфликтам в рамках подготовки к постназарбаевскому Казахстану.

А вот финансовый эксперт, директор общественного фонда Financial Freedom Расул Рысмамбетов считает, что атаки на Утемуратова и Кулибаева организованы отнюдь не из Казахстана.

«На первый взгляд может сложиться впечатление, что это битва наших бульдогов под ковром, – отмечает он. – Однако нет ни одного казахского олигарха, который мог бы купить себе статью в Financial Times. И дело не в деньгах, а в имидже. Такое ощущение, что снаряды ложатся ближе и ближе, запугивая, припугивая, попинывая наши элиты ускорить транзит», – пишет эксперт в Facebook.

По его мнению, сумма в $50 млн, которую «инкриминировал» Кулибаеву источник Financial Times, является «смешной». По крайней мере, для внутреннего казахстанского «рынка» скандалов. И это обстоятельство, считает Рысмамбетов, также свидетельствует о том, что как минимум в случае с Кулибаевым работали явно «не местные». Иначе бы в обвинительной статье фигурировали бы более значительные цифры.

«Мне кажется это хороший такой предупредительный выстрел – «Ребята, когда работаете с китайцами, знайте, что ваши движения у нас в поле зрения», – считает он.

Тем не менее, «выстрелы» в двух столпов Нурсултана Абишевича Назарбаева сейчас на руку многим и в Казахстане, признает директор Financial Freedom. В том числе тем, кто хочет занять их место – и здесь он не исключает внутренней инициативы, когда «кто-то как-то вышел через лондонских агашек (здесь – людей, имеющих большое влияние), попросил написать разные вещи в солидной газете».

Но и в этом случае комбинация со статьей стала возможной только потому, что за границей ждут окончания транзита со существенной сменой главных действующих лиц на казахстанской сце не – и готовы заключать сделки с амбициозными «ноунеймами» («ноунеймами» в сравнении с фигурантом статьи на данный момент).

В условиях внешнего давления, убежден он, крупным казахстанским олигархам необходимо «сесть узким кругом вокруг Назарбаева и Токаева и порешать», как продолжить транзит власти.

«Надо сесть в комнатке, и «в открывашку» выложить карты на стол, исключив внешнее влияние на страну, но и предусмотрев дорожную карту, как Казахстан будет адаптироваться под требования крупных мировых игроков. Тем более, что курс нового президента США более или менее понятен в части дальнейшего продвижения каких-то ценностей. Это довольно неприятно, но это Realpolitik, – считает эксперт. – Полностью приняв приоритет внутренних договоренностей над внешними, мы сможем стабилизоваться. И надо обязательно прописать улучшение качества жизни в Казахстане как приоритет сотрудничества местных элит. Иначе снесут всех и всем будет больно, в первую очередь простым людям», – заключает он.

Кто еще может оказаться под инфоударом?

Между тем, предупредительный выстрел прозвучал гораздо раньше декабря – в сентябре этого года ресурс compromat.kz сообщил о том, что Международный консорциум журналистов и расследователей (ICIJ) объявил об обнародовании результатов некоего «глобального расследования», которое основывается на информации о подозрительных сделках, имеющих признаки отмывания денег через банковскую систему.

«Данные нового расследования содержат информацию о подозрительных операциях, базирующихся на информации из Сети по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FINCEN), а также ряда органов финансового контроля Франции, Швейцарии, Великобритании и Австрии. Информация в расследовании касается 88 стран. Среди казахстанских олигархов, политиков и чиновников в расследовании будут звучать такие имена: Булат Утемуратов, Болат Назарбаев, Кайрат Сатыбалды, Владимир Ким, Тимур Кулибаев, Мухтар Аблязов, Дарига Назарбаева и многие другие», – утверждал тогда compromat.kz.

Две фамилии из данного списка уже «прозвучали», остается дождаться, «прозвучат» ли и другие.