Власти Кыргызстана ужесточают контроль за профсоюзными лидерами, в том числе посредством уголовных дел, и неоправданно вмешиваются в законную профсоюзную деятельность в стране, заявила сегодня Human Rights Watch.
21 ноября 2020 г. Аппарат Правительства запретил Федерации профсоюзов Кыргызстана (ФПК) – ведущему национальному профсоюзному объединению – проведение съезда 4 декабря, в рамках которого должны были состояться выборы его председателя.
«Руководство Кыргызстана должно уважать право профсоюзов работников на свободу ассоциации и на организацию, а не вмешиваться во внутреннюю деятельность и процедуры профсоюзов, — говорит Сыйнат Султаналиева, исследователь Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – Власти должны разрешить Федерации профсоюзов Кыргызстана провести съезд без дальнейшего вмешательства или проволочек со стороны правительства».
За прошедший год власти Кыргызстана ужесточили контроль за профсоюзами, которые входят в ФПК. В октябре 2019 г. была создана парламентская комиссия с широкими полномочиями по «изучению исполнения» профсоюзного законодательства в Кыргызстане. Председатель входящего в ФПК Кыргызского республиканского комитета профсоюза строителей Элдияр Карачалов рассказал, что комиссия предложила профсоюзным лидерам представить подробную информацию об их организационной, финансовой и хозяйственной деятельности.
Профсоюзные лидеры не спешат предоставлять парламентской комиссии такую информацию, считая это требование необоснованным вмешательством со стороны властей. Статья 4 закона КР «О профсоюзах» в редакции 2004 г. гласит, что профсоюзы «не подотчетны и не подконтрольны органам государственной власти».
Парламентская комиссия предписала федерации отменить очередной съезд до завершения «изучения исполнения». Human Rights Watch ознакомилась с этим документом, одобренным вице-премьер-министром 21 ноября.
Попытки ФПК перенести сроки проведения съезда оказались безуспешными. Препятствование профсоюзам в проведении собраний или съездов, особенно по сомнительным с правовой точки зрения основаниям, нарушает права профсоюзов и несовместимо с международными стандартами трудовых прав и прав человека, отмечает Human Rights Watch.
В феврале входящие в ФПК профсоюзы проголосовали за отставку тогдашнего председателя Мирбека Асанакунова и избрали на этот пост его заместителя Рысгуль Бабаеву. В феврале и марте Асанакунов пытался обжаловать это в судах, но оба раза проиграл иск.
По данным Миссии по трудовым правам в Центральной Азии, объединяющей местных и международных профсоюзных работников и правозащитников, с февраля правоохранительными органами в Бишкеке по заявлениям Асанакунова в отношении профсоюзных активистов было возбуждено свыше 50 уголовных дел, которые сопровождались допросами и обысками. В июне уголовные дела были возбуждены против как минимум четырех членов Совета ФПК – высшего органа этого профсоюзного объединения, — подписавших постановление об отставке Асанакунова.
Все четверо были привлечены в качестве подозреваемых по статьям УК 219 (рейдерство), 359 (подделка документов) и 233 (злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации). По совокупности это может грозить лишением свободы до семи с половиной лет.
Адвокат членов совета называет эти обвинения безосновательными. Мы ознакомились с подготовленным им документом, в котором указывается, что федерация не является коммерческим предприятием и что в силу этого члены совета не могут быть привлечены за рейдерство, а также что ни у кого из членов совета нет административных или финансовых полномочий, поэтому они не могли ими «злоупотребить».
Преследование четырех профсоюзных лидеров происходит на фоне рассмотрения парламентом проекта нового ограничительного закона о профсоюзах. В случае его принятия отраслевые и территориальные профсоюзы должны будут входить в вышестоящее профсоюзное объединение, что нарушает право профсоюзов самостоятельно определять свою структуру. Единственной стороной социального партнерства в отношениях с правительством будет национальная федерация, которая получит полномочия утверждать уставные документы и деятельность нижестоящих профсоюзов, что является вмешательством в их независимость.
В марте законопроект не прошел третье чтение и был возвращен во второе, однако 5 ноября он был вновь принят во втором чтении. Решение о вынесении его на голосование было принято депутатским составом, который остался работать после аннулирования итогов парламентских выборов в октябре.
Международная организация труда (МОТ) отмечает, что новый закон приведет к «монополизму» в системе профсоюзов, и призывает законодателей переработать законопроект в интересах сохранения «многообразия профсоюзов». В МОТ также обеспокоены тем, что новый закон нарушает ее ключевые конвенции № 87 (о свободе ассоциации и праве на организацию) и № 98 (о праве на организацию и на коллективные переговоры). Кыргызстан является участником обеих конвенций.
Проект нового закона о профсоюзах также несовместим с Международным пактом о гражданских и политических правах, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Конституцией Кыргызстана, которые гарантирую профсоюзам свободу ассоциации.
«В случае принятия проект нового закона о профсоюзах обескровит независимые профсоюзы в Кыргызстане и приведет к подрыву права работников на организацию свободно и без вмешательства, — говорит Сыйнат Султаналиева. – Кыргызстан должен защищать свободу ассоциации и содействовать ее реализации, а не искать способы выхолостить это фундаментальное право».
Между тем..
Сегодня, 25 декабря 2020 г. в г. Бишкек состоялся XXIV внеочередной съезд Федерации. На съезде приняли участие делегаты, представляющие отраслевые профобъединения и областные советы, входящие в состав национального профцентра. Съезд был созван Советом ФПК, кворум состоялся. Об этом сообщает Федерация профсоюзов. Он был проведен в целях скорейшего разрешения крайне напряженной ситуации, сложившейся в Федерации профсоюзов.
Председателем Федерации профсоюзов Кыргызстана избран Бозгунбаев Сагын.
«5 февраля 2020 г. решением Совета ФПК за нарушение уставных требований был освобожден от занимаемой должности председатель ФПК Асанакунов Мирбек. Также имеется решение административного суда г. Бишкек от 26 июня 2020 г. о запрете Асанакунову М.А. пользоваться служебными помещениями профсоюзов, участвовать на заседаниях Совета Федерации и подписывать какие-либо документы.
Исполняющей обязанности председателя ФПК была избрана Рысгуль Бабаева. Однако в ноябре 2020 г. она была временно отстранена от занимаемой должности по ходатайству Асанакунова.
Заместитель председателя ФПК Осмоналиев Жээнбек отказался от права первой подписи на финансовых документах. В связи с чем, в Федерации образовалось безвластие, приведшее к финансовому коллапсу и внутреннему конфликту. Работники аппаратов Федерации профсоюзов, санаторно-курортных организаций оказались без зарплаты, работа аппарата Федерации практически парализована.
Необходимо отметить, что Асанакунов М. при поддержке своей супруги депутата ЖК КР Гулкан Молдобековой и ее коллеги Кожобека Рыспаева проводит альтернативный незаконно созванный съезд профсоюзов с тем, чтобы получить контроль над управлением санаторно-курортными организациями профсоюзов. Ранее сторонники Асанакунова пытались совершить рейдерский захват санатория «Жалал-Абад», прикрываясь именем главы ГКНБ Ташиева К.К. Однако преступление было предотвращено», говорится в сообщении.