Госагентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при ПКР выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства «О проекте новой редакции Закона КР «О судах аксакалов». Об этом пишет «Кабар».
Согласно документу, законопроект имеет целью усовершенствование организационно-правовой основы судов аксакалов и повышения эффективности их деятельности.
Районные и городские суды, органы прокуратуры и органы внутренних дел, органы местного самоуправления положительно оценивают деятельность судов аксакалов считают возможным законодательную передачу ряда дел на рассмотрение судов аксакалов с разгрузкой этих органов.
Изложена преамбула. Включена статья «Основные понятия и термины, используемые в Законе».
Придан новый статус судам аксакалов о том, что они являются специальными органами, призванными в целях примирения сторон осуществлять рассмотрение дел о спорах между гражданами, а также материалов, направляемых местными судами и исполнительными органами местного самоуправления, в рамках их полномочий, предусмотренных законодательством КР.
Предлагается установить, что процедуры осуществления выполняемых задач и функций судов аксакалов проводятся на основании регламента суда аксакалов, утверждаемого местным кенешем на основании Типового регламента судов аксакалов, утверждаемого правительством (статья 3).
Функции судов аксакалов (статья 4 действующего Закона) изложены в новой редакции (Статья 5. Дела, рассматриваемые судами аксакалов). Устанавливается, что с целью примирения сторон суды аксакалов рассматривают и разрешают дела по заявлению самих граждан, направляемые местными судами материалы по гражданским делам, направляемые исполнительными органами местного самоуправления материалы, в рамках полномочий, предусмотренных Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях.
Введены новые статьи «Права членов судов аксакалов» (статья 7), «Обязанности членов судов аксакалов» (статья 8). Названные статьи предусматривают права членов судов аксакалов на награждение государственными и иными наградами, материальное и моральное поощрение, получение необходимой информации от государственных, муниципальных органов, от других юридических лиц независимо от формы собственности государственных органов и их должностных лиц, а также на отдых и проведение мероприятий.
Они также закрепляют обязанности членов судов аксакалов по соблюдению Конституции и законов Кыргызской Республики, общепринятых норм морали, стандартов этического поведения; не допущению поступков, порочащих честь судов аксакалов, знанию традиций и обычаев народа Кыргызстана, повышению уровня своей правовой грамотности.
Вносимые в статью 11 (Коллегиальность рассмотрения дел) нормы устанавливают, что: суд аксакалов правомочен рассматривать дела при наличии двух третей состава, число которого должно быть нечетным, но не менее 3-х членов судов аксакалов; в случае, если при рассмотрении дела количество членов суда аксакалов окажется чётным, то голос председательствующего будет решающим.
С учетом необходимости оперативного проведении заседаний судов аксакалов и сложности обеспечения кворума при этом максимальное количество членов судов аксакалов уменьшено с 9 до 7 человек (статья 12).
В целях исключения отрицательного влияния государственных и муниципальных служащих, председателей квартальных и домовых комитетов, товарищества собственников жилья (ТСЖ) законопроектом предлагается лишит их права быть избранными членами судов аксакалов (ч.2, статья 13).
Учитывая большую разницу количества населения, проживающего в населенных пунктах айылных аймаков, факт построения новых жилых массивов вокруг больших городов вследствие внутренней миграции, законопроектом предлагается изменить принципы создания судов аксакалов (статья 14), исключив приравнивание населенного пункта к айылному аймаку и установив, что в айылном аймаке создается 1 суд аксакалов на каждые 25 тысяч жителей.
Законопроектом предлагается в микрорайонах и жилых массивах с населением более 10 тысяч жителей создавать суды аксакалов независимо от количества жителей по принципу: один микрорайон — один суд аксакалов, один жилой массив – один суд аксакалов, а в городах республиканского значения право определения принципа создания — передать местному кенешу.
Законопроектом достаточно детализирован перечень дел (материалов), которые правомочны рассматривать суды аксакалов (статья 19) по заявлению самих граждан (по обоюдному согласию), а также по направлению исполнительных органов местного самоуправления о нарушениях Кодекса Кыргызской Республики.
Поскольку норма действующего закона (статья 17) о том, что приглашение на заседание лиц, присутствие которых на суде аксакалов необходимо, производится через участкового инспектора милиции, вошла в противоречие с нормой Закона Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел» она заменена нормой о том, что оно производится при содействии сотрудника органов внутренних дел и исполнительного органа местного самоуправления (статья 21).
Статья «Рассмотрение дела по существу» дополняется новой частью 2 о том, что председательствующий на заседании суда аксакалов напоминает сторонам о возможности на любом этапе рассмотрения дела по существу, примириться посредством принятия взаимоприемлемого для сторон соглашения (статья 27).
В статье «Форма и содержание решения суда» уточнены процедурные вопросы судов аксакалов при рассмотрении дела и вид принимаемых решений, внесена новая часть, где определено, что члену суда аксакалов, не согласному с решением большинства, необходимо подписать это решение с пометкой «имею особое мнение», которое не влияет на решения дела по существу, однако будет приложено к решению.
Законопроектом в перечень мер воздействия (статья 32), о применении которых в отношении виновного суд аксакалов может вынести решение, предлагается включить дополнительно «объявление общественного выговора с опубликованием или без опубликования в средствах массовой информации».
Статью «Материально-техническое обеспечение судов аксакалов» предлагается дополнить нормой о том, что здание (помещение в здании) для проведения заседаний суда аксакалов постоянно закрепляется за судом аксакалов распоряжением айыл окмоту, мэрии (Статья 36, ч.1).
Кроме этого, в данной статье указывается об осуществлении материально-технического обеспечения деятельности судов аксакалов за счет средств республиканского бюджета, местного бюджета, средств, поступивших от спонсорской помощи различных юридических и физических лиц, внебюджетных денежных и материальных средств, а также аккумулировании целевых средств для поддержания и развития суда аксакалов путем открытия специального счета.