Казахстанский экономист, бывший внештатный советник президента РК Олжас Худайбергенов поделился рассуждениями о двух самых крупных, по его мнению, пороках общества – коррупции и лизоблюдстве, передает Arnapress.kz.
Эти пороки достигли таких масштабов, что фактически стали частью национальной культуры, констатирует Худайбергенов.
«Бытует даже мнение, что иногда коррупция может быть благом, когда она позволяет победить бюрократию, когда через взятку ускоряется получение законных благ. Лизоблюдство тоже подается как жест вежливости, неуместно приводятся даже пословицы, мол, «жақсы сөз − жарым ырыс».
С коррупцией понятно. У всех свои оправдания − от бедняка, дающему гаишнику взятку, так как на штраф денег нет, до олигарха, который пытается получить большой проект, ибо нужно дать работу десяткам тысяч людей. В каждом человеке сидит свой великий священник и прощает грехи. И если послушать истории, то в каждой из них вроде человек и не хотел давать взятку, а вот был вынужден. Иначе совсем все плохо было бы.
Если объединить все истории, то все у нас идет лучше, чем могло быть и все благодаря взяткам. Вирус нужды меняет все настройки в ценностях, и дальше уже начинается такой бардак, что даже если нужда уходит и незаметно приходит жадность, то человеку все также мерещится, что он делает все по нужде. И та же нужда служит оправданием во всех других делах − берет в долг и исчезает, потому что денег нет, ворует, потому что семью кормить надо…
А как быть с лизоблюдством? Там нет нужды. Человеку нечем оправдаться даже перед внутренним священником, поэтому он его просто убивает, переступая порог, за которым уже маловероятен возврат. Ведь за лизоблюдство нет уголовного наказания, да и лизоблюдствуешь в среде, где в этом соревнуются все, и как-то даже кажется, что ты и вовсе не лизоблюд. В конце концов, ты лучше других, потому что ты не ради должности, мандата и прочих благ, а ради идеи лизоблюдствуешь. Человек ставит на весы все свои хорошие дела, обесценивает их самим фактом сравнения, и когда понимает, что нет ничего тяжелее лизоблюдства, в конце концов, отказывается от всех своих хороших дел в пользу лизоблюдства. Но желание человека считать себя хорошим непобедимо, а потому он убедит себя, что не лизоблюдствует, а говорит искренне и лишь на благо общества. В этот момент человек достигает высшей точки лживости, после которой он легко пустится во все тяжкие.
Лизоблюдство вызывается комбинацией мотивов − от торопливой жадности (когда хочешь получить то, что не заслужил еще) и низкой самооценки (когда отсутствие достоинств компенсируется умением льстить) до бесхребетности (все делают и я делаю) и трусости (иначе уволят, накажут и т.д.). А если задеты сразу все струны, то получается яркая, красноречивая, самозабвенная лесть.
Чем же ответит наше общество? Есть ли в нем элементы врожденного иммунитета, который позволит организму не развиться болезни и выздороветь после лихорадки? Или мы дальше будем звать лизоблюдов на свадьбы и другие мероприятия, давая им первое слово? Будем здороваться, улыбаться, ставить лайки и писать одобрительные комменты? Будем трусливо одобрять в лицо и осуждать за спиной, спрятавшись на кухне? Будем слабохарактерны даже в том, что касается малого неприятия, а потом писать тексты «қайран елім қазағым»?
Если хотите, чтобы страна поменялась, начните с того, что касается конкретно вас. Не требуется менять других, общество и страну. Хотя бы просто игнорируйте лизоблюдов, не повторяйте за ними, не одобряйте их действия, отдайте высвободившееся время, место и прочие ресурсы тем из вашего окружения, кто способен делать что-то полезное. Быть может тогда, когда мы поменяем себя, поменяется и то, что вокруг нас. Иначе, какие бы новые люди ни пришли, останется старая культура и старые правила», − поделился мнением Олжас Худайбергенов.