Кореянки, являвшиеся «женщинами для утешения» японской армии, подали иск к правительству Японии с требованием компенсации. Южнокорейский суд постановил, что японские власти обязаны выплатить ее. Об этом пишет Shūkan Gendai.
Это вызвало жесткий протест Токио, и автор уверен, что отношения между Японией и Южной Кореей, которые охладели из-за проблемы эксплуатации корейцев в Японии во время Второй мировой войны, обострятся еще сильнее.
Ухудшение отношений между двумя странами отбрасывает тень на взаимную безопасность. Токио и Сеул, которым с геополитической точки зрения не выжить без поддержания хороших отношений, не могут прийти к нормальному диалогу и взаимодействию. И это полностью соответствует сценарию таких военных сверхдержав, как США, Россия и Китай.
Во-первых, США, являющиеся союзником как Японии, так и Южной Кореи, перешли в наступление по поводу расходов на размещение своих войск. Перед рассмотрением этой темы необходимо рассказать о ситуации вокруг американских военных баз, находящихся за рубежом.
В соответствии с отчетом о структуре военных баз, опубликованном американским министерством обороны в 2018 году, военные базы США есть в 45 странах. В Германии их больше всего — 194. В Японии — 121 база. Южная Корея находится на третьем месте — 83 базы.
Причина, по которой в Европе и Восточной Азии американских военных баз больше всего, заключается в том, что во время Второй мировой войны американские войска принимали участие в боях на Европейском и Тихоокеанском фронтах. После окончания войны началась холодная война с СССР, и американские войска остались на этих позициях.
Когда холодная война закончилась, США проводили реорганизацию и сокращение зарубежных баз, однако Россия вмешалась в гражданскую войну на Украине и аннексировала полуостров Крым, поэтому США оставили европейские базы.
Что касается Восточной Азии, то КНДР разрабатывала ядерное оружие и ракеты, а Китай быстро наращивал военную мощь, поэтому значение американских войск в Южной Корее и Японии не уменьшилось.
Американские военные базы вносят вклад в экономическое развитие регионов, а в обмен правительство США требует от иностранных властей оплачивать расходы на пребывание войск.
В соответствии с отчетом о расходах на размещение войск, опубликованном министерством обороны США в 2004 году, Япония занимала первое место в списке — 4,411 миллиарда долларов. То есть Япония оплачивала 74,5% от всех расходов на пребывание. За ней следовала Германия — 1,564 миллиарда долларов (32,6%). На третьем месте находилась Южная Корея — 843 миллиона долларов (40%).
Очевидно, что в сравнении с Южной Кореей и Германией Япония являлась «спонсорской страной», которая щедро оплачивала все расходы на пребывание американских сил.
Если рассмотреть соглашения о статусе, которые США заключили с иностранными правительствами, становится понятно, что в случае, например, с Германией и Италией на американские военные базы распространяется суверенитет этих стран. В свою очередь, американские базы в Японии являются неприкосновенной территорией, на которую японцам вход запрещен. Более того, законы Японии не распространяются на американских солдат. То есть для американских войск Япония — это рай на Земле.
Превращение американских войск в Японии в наемников?
Договоренность между США и Южной Кореей о расходах на пребывание войск называется «Специальным соглашением о расходах на размещение американских войск в Республике Корея». С 1991 года его перезаключали десять раз. Срок договора составляет пять лет. В сентябре 2019 года начались переговоры об 11 соглашении.
Президент США Дональд Трамп настаивал на том, чтобы союзники несли 100% расходов, поэтому Сеул был готов к тому, что Вашингтон потребует увеличить платежи, но он не ожидал, что ему будет выставлена сумма, в пять раз превышающая нынешнюю, — примерно пять миллиардов долларов. Переговоры срывались несколько раз, и в конце 2019 года срок соглашения истек.
В марте 2020 года начались седьмые консультации, и стороны достигли предварительного соглашения о примерно 13% увеличении расходов, однако президент Трамп потребовал поднять сумму, и до подписания договора дело так и не дошло.
В свою очередь, Япония заключила соответствующее соглашение с США в 1987 году. Сумма расходов на пребывание американских войск постоянно росла. Особое соглашение включает расходы на выплату бонусов и зарплат сотрудникам баз, оплату света, воды и теплоснабжения для американских солдат, живущих на базах, а также транспортные расходы на время военных учений. В этом году сумма достигла 162,3 миллиарда иен.
Если включить отдельные расходы на оснащение объектов американских войск и облагораживание территории вокруг баз, сумма поднимется до 593 миллиардов иен.
Действующее особое соглашение заключено на пять лет. Оно истекает в марте этого года.
Президент Трамп требовал, чтобы Япония также увеличила выплаты. В воспоминаниях бывшего советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона (John Bolton), опубликованных в июне прошлого года, отмечается, что в ходе визита в Японию в июле 2019 года американская сторона потребовала от главы Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти (Shyotaro Yachi) довести сумму до 840 миллиардов иен.
В случае согласия Японии правительство США сможет присвоить себе разницу, если выплачиваемая японской стороной сумма превысит реальные расходы американских войск. Это говорит о коммерциализации американских солдат, несущих службу в Японии.
Трамп критиковал японо-американскую систему безопасности еще в 2016 году во время предвыборной гонки за президентское кресло. Он оказывал давление, заявляя, что, если Япония не будет выплачивать всю сумму расходов на пребывание, США вообще могут вывести свои войска. Было понятно, что японо-американские переговоры по особому соглашению не будут проходить гладко.
Консультации начались в ноябре прошлого года. Обычно они стартуют летом, однако сроки сместились из-за пандемии нового коронавируса и президентских выборов в США.
Япония хотела прийти к соглашению в декабре из-за соображений необходимости формирования бюджета на 2021 год, однако Вашингтон выставил сумму более чем в два раза выше текущей. Это было абсолютно неприемлемо.
Безумие в лице президента Трампа исчезло, но возникло новое препятствие в лице президента Байдена. Таким образом, Япония начала переговоры с США по специальному соглашению после Южной Кореи. Если бы Япония и Южная Корея сотрудничали, они бы подготовились к ходам США и, скорее всего, смогли бы выработать стратегию, которая была бы выгодна как Токио, так и Сеулу.
Военные провокации России и Китая
Теперь рассмотрим военные провокации России и Китая, направленные на Японию и Южную Корею.
По информации министерства обороны Японии, утром 23 июля 2019 года два китайских бомбардировщика прилетели из Восточно-Китайского моря в Японское море, вошли в опознавательную зону ПВО Японии, в результате чего японские истребители были вынуждены подняться по тревоге.
Затем к китайским бомбардировщикам присоединилось два российских бомбардировщика. При этом российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения, находившийся неподалеку, пролетел на юг мимо восточной части Такэсима и в девять часов девять минут утра нарушил воздушное пространство. Это длилось примерно три минуты.
В связи с этим ВВС Южной Кореи, заявляющей о своем суверенитете на Такэсима, подняли по тревоге истребитель, который сделал примерно 360 предупредительных выстрелов из авиационной пушки.
Кстати, правительство Японии решило не поднимать по тревоге истребители в районе Такэсима и «северных территорий», чтобы избежать возможных столкновений с Россией и Южной Кореей. МИД Японии выразил протесты Москве и Сеулу по поводу этих инцидентов.
Комментируя причины протестов, министр иностранных дел Японии Таро Коно заявил: «Такэсима — это территория нашей страны, поэтому меры в отношении России, нарушившей воздушное пространство, должны принимать мы. Действия, предпринятые Южной Кореей, не соответствуют нашей позиции».
В свою очередь, Южная Корея выразила протест России, а также через дипломатические источники заявила, что не принимает японские протесты. Возникла выходящая из ряда вон ситуация — Россия и Китай совместными усилиями пошатнули систему ПВО Японии и Южной Кореи.
На тот момент японо-корейские отношения обострились в связи с проблемой эксплуатации корейцев во время Второй мировой войны. Военное сотрудничество также ухудшилось из-за того, что эсминец ВМС Южной Кореи навел на японский разведывательный самолет Р-1 радар управления боевыми системами.
Россия и Китай воспользовались похолоданием в отношениях между Японией и Южной Кореей. По всей видимости, они попытались проверить, какие изменения произойдут в системе реагирования обеих стран.
Если бы отношения были нормальными, наши страны могли бы предпринимать совместные действия, обмениваясь информацией, однако во время этого инцидента не было никакого сотрудничества вообще. Провокация прошла успешно, а Япония и Южная Корея только усилили враждебность в отношении друг друга.
Еще одна провокация России и Китая произошла в декабре прошлого года. По информации министерств обороны этих стран, совместный полет шести китайских и российских бомбардировщиков над Японским и Восточно-Китайским морем длился более десяти часов. Первый аналогичный инцидент произошел в июле прошлого года.
Китайская армия стремится оттеснить американские войска из западной части Тихого океана. Сотрудничество с Россией, направленное на оказание давления на США, имеет для нее громадное значение. Совместные полеты постепенно становятся нормой. Я думаю, масштабы также будут расти.
Защитите и обезопасьте народ хотя бы немного…
Система сотрудничества Япония — США и США — Южная Корея станет эффективной только тогда, когда нормализуются японо-корейские отношения. Нет никакого смысла в том, чтобы соседи затевали бессмысленную войну на истощение и алчные третьи страны увеличивали свою выгоду.
Президент Южной Кореи Мун Джэин, до истечения срока полномочий которого остался один год и четыре месяца, теряет свое влияние. Премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга не смог принять эффективных мер в отношении пандемии нового коронавируса, и его рейтинг в кабинете министров стремительно падает.
Им стоит приложить максимальные усилия к улучшению отношений между нашими странами и дать нашим народам хотя бы немного чувства спокойствия и безопасности.