Так называемое Конституционное совещание завело само себя в тупиковую ситуацию. Первая и, пожалуй, главная проблема в том, что этот орган сам по себе неконституционный. Об этом говорится в заявлении лидера Инициативной группы «Мыйзам 93» Максата Кунакунова (ниже текст):
Правом законодательной инициативы в Кыргызстане наделены: народ — как единственный источник власти, депутаты парламента — как представители народа и правительство. Других вариантов нет. То есть Конституционное совещание изначально — орган незаконный. Поэтому нужно понимать, что продвигаемый нелегитимным способом Основной закон, не может выноситься на Референдум.
Тем более, очень много вопросов вызывает стиль работы, самих разработчиков. Какие варианты они вообще разработали и почему тексты этих документов, до последнего скрывают от общественности? Кто ввел этот режим секретности?
Я понимаю, что перед, так называемым, конституционным совещанием поставлена невыполнимая задача — это касается Курултая. Никто не понимает к какой ветви власти его отнести и какими полномочиями его наделить. В итоге придумали какой-то консультативный орган, который ни на что не сможет влиять. Тогда, я хочу подчеркнуть — это не Курултай,
В классическом понимании, есть всего три ветви власти которые взаимодействия друг с другом образуют систему управления страной. Это законодательные, исполнительные и судебные органы. Между ними разграничиваются зоны ответственности и полномочия в рамках которых они осуществляют свою деятельность.
Я полагаю, что Конституционное совещание «зависло», так как изобретает то, чего не может быть.
Пока ситуация не безнадежная. Но, если самодеятельность не остановить, Кыргызстан так и будет оставаться вне правового поля. Сейчас, когда срок полномочий Жогорку Кенеша истек, а Конституционное совещание изначально незаконно, исправить положение можно единственным легитимным способом – путем народной законодательной инициативы.
Наша Инициативная группа «Мыйзам 93», уже продолжительное время говорит, о необходимости введения в действие первой Конституции независимого Кыргызстана в редакции от 5 мая 1993 года. Это единственный Основной закон, признанный международным сообществом, одобренный Венецианской комиссией, принятый и утверждённый всенародно избранным, «легендарным» парламентом. Его легитимность — неоспорима.
Самым важным я считаю то, что Конституция в редакции от 5 мая 93 года содержит систему сдержек и противовесов, которые не позволяют ни одной из ветвей власти доминировать над другой. Разумное разграничение полномочий обеспечивает то, что все жизненно важные для страны решения будут приниматься прозрачно и на основе здорового консенсуса.
Теперь о том, что касается Курултая. В Конституции 93 года указывается только количественный состав парламента. Механизмы его функционирования регулируются отдельным конституционным законом. То есть, основываясь на этом мы можем сформировать полноценный двухпалатный Жогорку Кенеш — Законодательной Собрание и Верховный Курултай. Их полномочия можно будет определить позже. При этом, для пересмотра принципов формирования и функций парламента отпадет необходимость каждый раз переписывать Конституцию.
Сильная исполнительная власть, независимый парламент, справедливый суд. Вот и все что нужно Кыргызстану для того, чтобы начать построение политически устойчивого и экономически развитого государства.
Но страна не сможет встать на созидательный путь, если в механизмах управления есть системные ошибки. Многочисленные конституционные реформы (их было 9 за 27 лет), изуродовали вертикаль власти настолько, что она стала неуправляемой и насквозь поражена коррупцией. Нельзя начинать важное дело с действий, которые противоречат Конституции.
Но уже сейчас, вокруг избранного президента, его многочисленные советники и так называемые «доброжелатели», которые сидят во власти еще с «акаевских» времен, толкают на нарушения закона и сомнительные действия. Сам по себе подписанный указ о созыве конституционного совещания противоречит действующей Конституцией в части осуществления права законодательной инициативы. Садыр Жапаров еще не успел вступить в должность, а ему уже подбросили грабли, оставленные «акаевскими» интриганами, с момента, когда он в первый раз незаконно переписал Конституцию, чтобы усилить свои полномочия. И этому примеру последовали все другие президенты для усиления личной власти.
Хочу подчеркнуть, что мы настроены на то, чтобы все преобразования в нашей стране происходили эволюционным, а не революционным путем. Народ Кыргызстана, как единственный источник власти имеет право рассмотреть вопрос о возврате к первой Конституции независимого Кыргызстана.
Для достижения общенационального консенсуса, необходимо вернуться к истокам государственности.
Хочу подчеркнуть, что наша позиция заключается в том, что введение в действие Основного закона в редакции от 5-го мая 93 года, не ставит под сомнение легитимность – президента, правительства, парламента и других органов власти. Все руководители должны оставаться на своих постах, до истечения сроков полномочий. Однако, свои функции они будут исполнять, основываясь на положениях первой Конституции независимого Кыргызстана.