Ученые: переболевшие COVID-19 подвержены психическим заболеваниям

Каждый восьмой пациент, переболевший COVID-19 около полугода назад, страдает от неврологических или психических заболеваний, включая деменцию. К такому выводу пришли авторы исследования Оксфордского университета, пишет Би-би-си.

Исследователи изучили медицинские данные более 235 тысяч жителей США, переболевших коронавирусом.

Пациенты, прошедшие госпитализацию, более уязвимы к проблемам с психикой, но даже переболевшие COVID-19 в домашних условиях не менее застрахованы от разного рода заболеваний, включая депрессию и инсульт.
Результаты исследования, еще не прошедшего экспертную оценку, в очередной раз подчеркивают, что коронавирус может наносить серьезный ущерб психическому здоровью. Насколько непоправимы эти последствия, еще предстоит выяснить.

О том, что коронавирус может вызывать психологические проблемы даже после выздоровления, говорит множество зарубежных исследований. В ноябре в авторитетном журнале Lancet была опубликована статья ученых британского Оксфордского университета, в которой они проанализировали 69 миллионов медицинских карт жителей США, более 62 тысяч из которых переболели коронавирусом.

Как показало исследование, почти каждому пятому американцу диагностировали психическое расстройство в течение трех месяцев после выздоровления. Чаще всего это была тревожность, депрессия и бессонница.

«Вероятно, это обусловлено сочетанием как психологических стресс-факторов, связанных с данной конкретной пандемией, так и физических последствий болезни», — прокомментировал агентству Рейтер результаты исследования психиатр-консультант Университетского колледжа Лондона Майкл Блумфилд.

Ранее итальянские ученые из научного института в Сан-Рафаэле обследовали более 400 пациентов, перенесших ковид. Спустя месяц после выздоровления свыше 55% из них имели как минимум один психиатрический симптом.

«Коронавирусная инфекция связана с широким спектром неврологических синдромов, поражающих весь нервный тракт, включая сосудистую сеть головного мозга», — говорится в октябрьском докладе группы специалистов Национального госпиталя неврологии и нейрохирургии в Лондоне.

Российские врачи тоже отмечают негативные последствия ковида для психики пациентов, однако единого мнения о том, что именно приводит к депрессии, пока нет.

По словам председателя правления Московского городского научного общества терапевтов Павла Воробьева, депрессия — лишь одно из многочисленных проявлений так называемого «постковидного синдрома», большой группы осложнений, которые наблюдаются у пациентов, перенесших коронавирус.

«Мы придерживаемся теории, что их причина — тромбоваскулит, воспаление, возникающее как некая аутоиммунная реакция на ковид, — рассказал он в интервью Би-би-си. — Из-за него поражается нервная ткань, в том числе и в головном мозге. Это приводит к разбалансировке всего организма. Подобный эффект хорошо известен. Есть такое заболевание, как «синдром хронической усталости». Оно практически совпадает по симптоматике с постковидным синдромом. У людей нарушается регуляция со стороны нервной системы. Им становится трудно дышать, сдавливает грудь, хотя изменений в легких вроде нет. Скачет давление и температура тела. Появляются желудочные проблемы. Бывает нарушение сна, панические атаки и депрессии. В контексте «постковида» их и надо рассматривать».

ВОЗ внесла «постковидные состояния» в международный классификатор болезней, говорит Павел Воробьев. В качестве основного метода лечения от этих состояний он предлагает оральные антикоагулянты — препараты, использующиеся для профилактики инсульта. Перед их назначением не проводится никаких дополнительных исследований, но дозу препарата должен определить врач. Еще один вариант, по словам Воробьева, — переливание пациентам свежезамороженной плазмы крови, данной технологии уже десятки лет.

Если же депрессия напрямую не связана с сосудистыми проблемами и вызвана именно психологическими причинами, то ею должен заниматься психотерапевт, оговаривается Павел Воробьев.

О том, что некоторые психические осложнения могут быть связаны именно с поражением микрососудов, писала в своей колонке для The Insider и врач посольства Германии в России Илона Денисенко. По ее мнению, это неврологическое заболевание (острый диссеминированный энцефаломиелит) имеет аутоиммунную природу и лечится большими дозами гормонов, иммуноглобулинами и электрофорезом. «В 5% случаев он может быть смертельным», — утверждает она.

По мнению Андрея Шмиловича, заведующего кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, биологическое влияние коронавируса на психику вряд ли имеет специфические особенности. Множество пограничных психических расстройств может возникать после любой тяжелой инфекции.

«Не думаю, что тромбоваскулит является причиной именно постковидной депрессии, — говорит он. — Различные тромбозы и тромбоэмболии действительно часто встречаются у больных коронавирусом. И эти осложнения отличают его от других вирусов. Однако депрессиям, вызванным тромбоваскулитами, свойственны клинические особенности, связанные с ишемией головного мозга: головокружения, шум в ушах, расстройства внимания и памяти, кратковременные расстройства сознания и др. Таких симптомов у постковидных пациентов я не обнаруживаю».

Есть случаи, когда коронавирус провоцировал имевшуюся с рождения предрасположенность и «будил» до того спящую депрессию, которая могла бы возникнуть и без него, добавляет Андрей Шмилович. Надо понимать, что сама по себе эта болезнь — мощный стресс, с которым не справляются люди, напуганные «катастрофичностью» подаваемой им информации.

«Последствия ковида часто связаны не с самой инфекцией, а с локдауном и всем, что окружает этот процесс. Поэтому социогенному фактору я отдаю большее предпочтение. Продолжительная паника, вызванная СМИ, серьезно истощает людей и способствует развитию различных психических расстройств».

Постковидная депрессия все же имеет свои нюансы, считает Татьяна Караваева, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева. Они заключаются в особенностях течения заболевания, в содержании переживаний пациента, в том, как на биохимическом уровне его организм отвечает на лекарства.

«В любом случае квалифицированно оценить депрессивное состояние может только врач-психотерапевт или психиатр, — считает Караваева. — Если он видит, что имеются отсроченные неврологические нарушения и нужно подключить терапевтов или сосудистых неврологов, он это сделает. Но саму депрессию должен лечить профильный специалист».

Поделиться